Повышение туристской привлекательности российских регионов на основе кластеризации

Основной целью исследования является рассмотрение повышения туристской привлекательности российских регионов на основе использования кластерного подхода с учетом формирования персонализированных технологий сервиса. Для выполнения поставленной цели приводится определение структурных компонентов туристских кластеров региона с учетом специфики предоставления туристских, рекреационных услуг, видов и факторов интеграционных процессов системы организации туристских кластеров. Результатом исследования является определение макроэкономического туристского кластера, позволяющего путем объединения последовательно или параллельно производимых технологических процессов профильных специализированных предприятий туристской территории или трансграничных территорий осуществлять создание, продвижение и предоставление кластерного турпродукта с учетом потребительских предпочтений. Макроэкономический туристский кластер отражает экономическую парадигму туристско-рекреационного комплекса, включающую системность, синергизм и институционализм, а также другие признаки организации функционирования комплексообразующих структур в туристской индустрии. В ходе исследования были уточнены виды и факторы интеграционных процессов системы организации туристских кластеров, проведено обоснование содержания системы стратегического планирования макроэкономических туристских кластеров, приведена оценка состояния российского рынка туристских услуг с учетом формирования персонифицированных технологий сервиса в условиях кластеризации, определены научно-прикладные аспекты диагностики и мониторинга функционирования туристских кластеров в условиях ограничения использования финансовых ресурсов, предложены рекомендации по важнейшим проблемам использования ресурсного обеспечения, ориентированных на максимальное предпочтение интересов и потребностей туристов в современный период развития кластеризации в туристской индустрии, а также развития интеграционно-производственных, координационных отношений деятельности профильных предприятий туристских кластеров. Отмечаются процессы, сдерживающие динамичное развитие кластерообразования в туристской индустрии, к которым следует отнести отсутствие организации по взаимодействию органов исполнительной власти трансграничных регионов, ограниченные возможности применения адаптированной методологической базы, позволяющей использовать кластерные технологии, недостаток подготовленных управленческих кадров и специалистов по вопросам формирования и использования туристских кластеров трансграничных регионов.

The main purpose of the study is to consider increasing the tourist attractiveness of Russian regions based on the use of a cluster approach, considering the formation of personalized service technologies. To achieve this goal, the definition of the structural components of the tourist clusters of the region is given, considering the specifics of the provision of tourist, recreational services, types and factors of integration processes of the system of organization of tourist clusters. The result of the study is the definition of a macroeconomic tourism cluster, which allows, by combining sequentially or in parallel technological processes of specialized enterprises of a tourist territory or cross-border territories, to create, promote and provide a cluster tourism product, taking into account consumer preferences. The macroeconomic tourism cluster reflects the economic paradigm of the tourism and recreational complex, including systematicity, synergy and institutionalism and other signs of organizing the functioning of complex-forming structures in the tourism industry. In the course of the study, the types and factors of integration processes of the system of organizing tourism clusters were clarified, the content of the strategic planning system of macroeconomic tourism clusters was substantiated, the state of the Russian tourism services market was assessed, taking into account the formation of personalized service technologies in the conditions of clustering, scientific and applied aspects of diagnostics and monitoring of the functioning of tourist clusters in conditions of limited use of financial resources have been identified, recommendations have been proposed on the most important problems of using resource provision, focused on maximum preference for the interests and needs of tourists in the modern period of development of clustering in the tourism industry, as well as the development of integration-production, coordination relations between the activities of specialized enterprises of tourism clusters. The article notes the processes that hinder the dynamic development of cluster formation in the tourism industry, which include the lack of organization for the interaction of executive authorities of cross-border regions, the limited possibilities of using an adapted methodological framework that allows the use of cluster technologies, the lack of trained management personnel and specialists in the formation and use of tourist clusters of cross-border regions.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
251-265
Статус
Опубликовано
Том
32
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
macroeconomic tourist cluster; clustering; tourist services; investments; regional tourist attraction; макроэкономический туристский кластер; кластеризация; туристские услуги; инвестиции; туристская привлекательность региона
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Baiming Jin, Voskerichyan R.O.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 32. 2024. С. 235-250
Пинчук В.Н., Якимович Е.А., Барткус В.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 32. 2024. С. 266-286