Опыт исследования влияния коучинговых методов на повышение эффективности образовательного процесса в высшей школе

В статье представлены результаты социологического изучения влияния коучингового подхода на образовательный процесс в высшей школе. На основе теории коучинга, изложенной в работах Т. Гэллви и Дж. Уитмора, авторы разработали методику повышения личностной и профессиональной компетентности студентов в области менеджмента. Методика основана на фундаментальных техниках коучинга: постановке личных целей, выявлении существующих ресурсов, активном слушании, предоставлении обратной связи и других составляющих. Общие принципы методики также включают стандарты образовательного процесса, принятые в российских высших учебных заведениях. Методика была внедрена в образовательный процесс в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Эффективность методики оценивалась по результатам социологического исследования, которое было проведено в форме мониторинга социального поведения и активности студентов бакалавриата и магистратуры в период с 2017 по 2022 годы (N = 564 студента бакалавриата и магистратуры и 361 аспирант). В качестве контрольной группы были отобраны студенты бакалавриата и магистратуры за 2017, 2018 и 2019 годы, в общей сложности 448 человек. Внедрение методики началось в 2020 году, в эксперименте приняли участие 477 учащихся. Для оценки эффективности методики интеграции коучинга в образовательный процесс были выбраны такие показатели, как посещаемость занятий и вовлеченность в классную деятельность. Они оценивались на каждой сессии как в офлайн, так и в онлайн режиме (в период пандемии). Полученные данные позволяют сделать вывод, что предложенная методика оказывает положительное влияние на поведенческую и когнитивную вовлеченность студентов и, как следствие, способствует повышению качества человеческого капитала у выпускников направления «Менеджмент».

The article presents the results of the sociological study of the impact of the coaching approach in the educational process in higher education. Based on the theory of coaching by T. Gallwey and J. Whitmore, the authors developed a methodology for improving personal and professional competences of students in the field of management. This methodology consists of fundamental coaching techniques: setting personal goals, identifying existing resources, active listening, providing feedback, and so on. The general principles of this methodology meet the educational standards adopted in Russia’s higher educational institutions. This methodology was tested at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) and RUDN University. The efficiency of this methodology was assessed with the results of the sociological study conducted as a monitoring of social behavior and activity of students of Bachelor’s and Master’s levels in 2017-2022 (N = 564 undergraduate and Master’s students and 361 PhD students). Undergraduate and graduate students from 2017, 2018 and 2019 courses were selected as a control group (448 students). The coaching method was introduced in 2020, and 477 students took part in the experiment. To assess the efficiency of the proposed methodology of introducing the coaching approach in the higher education system, the authors chose such indicators as attendance and involvement in classroom activities, which were evaluated during both offline and online (under the pandemic) courses. The results allowed the authors to conclude that the proposed methodology has a positive effect on the behavioral and cognitive involvement of students, thus, contributing to the quality of human capital of graduates in the field of management.

Авторы
Ивлева М.Л. 1 , Нежникова Е.В. 1 , Сафронова Н.Б.2
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
523-538
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Ключевые слова
methodology; coaching; motivation; educational process; quantitative research; monitoring; evaluation; human capital; методика; коучинг; мотивация; образовательный процесс; количественное исследование; мониторинг; оценка; человеческий капитал
Цитировать
Поделиться

Другие записи