Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории

В условиях современной медиатизации повышается роль медийных персон в информационных процессах. Популярные журналисты и блогеры осуществляют функции представления и интерпретации социально-значимого контента, конкурируя за внимание и доверие аудитории. Изучение данной роли медиаперсон обретает особую актуальность, поскольку российский медийный ландшафт, особенно в онлайн-сегменте, - открытая среда, в которой работают субъекты, продвигающие разную по направленности информационную повестку. Эмпирическое исследование было проведено в Центральном и Северо-Западном округах в апреле - июне 2023 года. Согласно полученным результатам лидирующие позиции в рейтинге доверия населения занимают журналисты и блогеры, выступления которых характеризуются государственно-патриотической направленностью, однако часть аудитории склонна доверять и материалам либерального содержания. Применение процедур многомерной классификации показало, что в структуре аудитории оформилось несколько устойчивых типологических групп, различающихся набором медийных персон, которым доверяли респонденты, однако превалируют группы, доверяющие государственно-патриотическим журналистам и блогерам. Наблюдаются значимые социально-демографические различия в уровне доверия: журналистов и блогеров либеральной направленности поддерживает в большей степени молодежь, тогда как журналистов и блогеров с государственно-патриотическими ориентациями - представители средней и старшей возрастной групп. Прослеживается рост доверия либеральным медийным персонам по мере роста материального положения респондентов. Авторы определили переменные, повышающие вероятность доверия медийным персонам разного типа: разделяемые респондентами идеологические ценности; отношение к российской политической системе; обеспечение государством норм демократического общества; отношение к актуальным социально-экономическим вопросам. Социальные представления, соотносящиеся с доверием медийным персонам, отражают существующие разрывы в «картине мира», присущие отдельным сегментам российского общества, что требует принятия взвешенных управленческих решений для консолидации общества в условиях нарастания глобальных вызовов.

Under the contemporary mediatization, the role of media figures in information processes has increased. Popular journalists and bloggers perform the functions of presenting and interpreting socially significant content, thus, competing for the attention and trust of the audience. The study of this role of media figures is of particular relevance, since the Russian media landscape, especially its online segment, is an open space in which actors promote different information agendas. The empirical study was conducted in Russia's Central and Northwestern Federal Districts in April-June 2023. According to its results, the leading positions in the public trust ranking are taken by journalists and bloggers whose speeches are characterized by the state-patriotic orientation, but part of the audience seems to trust liberal content. The use of multidimensional classification procedures allowed the authors to identify some stable typological groups in the structure of the audience, differing in the set of trusted media figures, but groups that trust state-patriotic journalists and bloggers prevail. There are significant socialdemographic differences in the level of trust: journalists and bloggers with liberal orientations are supported mainly by young people, while journalists and bloggers with state-patriotic orientations - by representatives of the middle and older age groups. There is an increase in trust in liberal media as the financial situation of respondents improves. The authors also identified variables that increase the likelihood of trusting media figures: respondents' ideological values; attitudes towards the Russian political system; the state support for democratic norms; perception of current social-economic issues. Social representations that correlate with trust in media figures reflect gaps in the “picture of the world” of certain social segments, which requires informed management decisions to consolidate society under the global challenges.

Авторы
Назаров М.М.1 , Иванов В.Н. 1, 2
Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
387-403
Статус
Опубликовано
Том
24
Год
2024
Организации
  • 1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
media space; audience; trust; social representations; popular journalists and bloggers; media figures; social-demographic differences; информационная среда; аудитория; доверие; социальные представления; популярные журналисты и блогеры; медийные персоны; социально-демографические различия
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 24. 2024. С. 335-353