В последние годы в целом ряде стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) к власти пришли военные режимы. Статья, посвященная политическому кризису ЭКОВАС, рассматривает основные причины этих событий в регионе и подходы данной региональной организации к их решению в африканском контексте с учетом практики ОАЕ и Афросоюза. На первом этапе ЭКОВАС ввел ряд санкций против этих государств за нарушение своих международно-правовых обязательств в области демократии, прав человека, верховенства закона и надлежащего управления. Кроме того, Сообщество решило применить военную силу в Республике Нигер для того, чтобы освободить М. Базума. В ответ на эту угрозу Мали, Буркина-Фасо и Нигер 16 сентября 2023 года решили создать Альянс государств Сахеля (АГС) для самообороны для отражения агрессии войск ЭКОВАС. Кроме того, 28 января 2024 года страны АГС объявили о выходе из ЭКОВАС. Чтобы предотвратить раскол в ЭКОВАС, 24 февраля 2024 года руководством Сообщество было принято решение снять с Нигера, Мали и Гвинеи ряд ранее наложенных на них санкций по гуманитарным соображениям. В статье подробно рассматриваются как политическая, так и правовая сторона принятых ЭКОВАС решений. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что демократия остается важным инструментом укрепления стабильности в многонациональных обществах африканских стран. По мнению авторов, можно поощрять попытки АС и ЭКОВАС решить проблемы политической нестабильности нормативными средствами. Однако санкционная политика ЭКОВАС в отношении стран-нарушителей должна основываться на существующих нормах сообщества, гуманности и реальных фактах, чтобы избежать раскола в Сообществе.
Several military regimes have recently come to power within the Economic Community of West African States (ECOWAS). This article on the political crisis in ECOWAS examines the main causes of these developments in the region and the approaches of regional organizations to address them in the African context, taking into account the practices of the OAU and the African Union. In the first phase, ECOWAS imposed a series of sanctions against these states for violating their international legal obligations in the areas of democracy, human rights, the rule of law, and good governance. In addition, the community decided to use military force in the Republic of Niger in order to free M. Bazoum, and, in response to this threat, Mali, Burkina Faso, and Niger decided, on September 16, 2023, to create the Alliance of Sahel States (ASS) for self-defense to repel the aggression of the ECOWAS troops. Furthermore, on January 28, 2024, the ASS countries announced their withdrawal from ECOWAS, and, in order to prevent a split in ECOWAS, on February 24, 2024, the community decided to lift the sanctions previously imposed on Niger, Mali, and Guinea on humanitarian grounds. This article examines in detail both the political and legal sides of the decisions taken by ECOWAS. Based on their analysis, the authors conclude that democracy remains an important tool for promoting stability in African multinational societies. According to the authors, attempts by the AU and ECOWAS to address political instability through normative means can be encouraged. However, ECOWAS’ sanction policies against offending countries should be based on existing community norms, humanity, and real facts in order to avoid dividing the community.