КИНОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТЕРАПИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

Статья посвящена использованию кинофильма как психотерапевтического инструмента в коррекции психоэмоциональных состояний студентов и молодежи. Ее основная цель - продемонстрировать ценность и пригодность использования кинофильмов в терапевтическом процессе. Были проанализированы средства воздействия, которые кинофильм может оказывать на зрителя. Сделана попытка анализа понятия «фильмотерапия», и уточнен перечень его компонентов, проанализированы исторические основы возникновения метода. В статье дается обобщающий обзор доступных результатов исследований по применению кинофильмов в терапевтической практике, отраженных в публикациях российских и зарубежных авторов. Проведен концептуальный и дефиниционный анализ данного феномена, представлены наиболее популярные взгляды на него. Рассмотрены психологические механизмы воздействия кинофильмов на зрителя, такие как катарсис, идентификация с героем. Выделены основные этапы фильмотерапевтического процесса. Показано, что психологическая работа с использованием произведений киноискусства может помочь молодым людям справиться с жизненными трудностями, развить новые позитивные личностные качества, повысить толерантность, эмпатию и предложить новые способы осмысления конкретных проблем, а также принести пользу в обучении. Инструментарий фильмотерапевтической работы достаточно широк и может применяться в различных ситуациях. Выделены наиболее неразработанные и дискуссионные стороны психологической работы при помощи кино, такие как отсутствие стандартизированных и достаточно апробированных материалов для работы, что требует дальнейших исследований. Путем анализа доступных материалов было установлено, что кинофильмы являются все более популярным и эффективным методом терапии психоэмоциональных состояний в России и мире. Результаты проведенных к настоящему времени исследований указывают на то, что использование кинообразов в психологической практике, а также на обучающих мероприятиях дает положительные психотерапевтические эффекты.

The article is devoted to the use of cinema as a psychotherapeutic tool in the correction of mental and emotional states of students and youth. Its main purpose is to demonstrate the value and suitability of using motion pictures in the therapeutic process. The means of influence that a film can have on the viewer were analyzed. An attempt is made to analyze the concept of “film therapy” and the list of its components is clarified, the theoretical foundations of the method are analyzed, the main approaches are selected, the most expressive trends of modern psychological practice of using films are described. The article provides a general overview of the available research results on the use of films in therapeutic practice, using publications by Russian and foreign authors. A conceptual and definitional analysis of this phenomenon is carried out, and the most popular views on it are presented. The psychological mechanisms of the impact of films on the viewer, such as catharsis, identification with the hero, are considered. The main stages of the film therapy process are highlighted. It is shown that psychological work using works of cinematography can help young people cope with life difficulties, develop new positive personal qualities, increase tolerance, empathy and offer new ways of understanding specific problems, as well as be useful in learning. The tools of film therapy work are quite wide and can be used in various situations. The most undeveloped and controversial aspects of psychological work with the help of cinema are highlighted, such as the lack of standardized and sufficiently tested materials for work, which requires further research. By analyzing the available materials, it was found that films are an increasingly popular and effective method of therapy for psychoemotional conditions in Russia and the world. The results of the research conducted to date indicate that the use of film images in psychological practice, as well as at training events, gives positive psychotherapeutic effects.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
35-49
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Ключевые слова
psychology of cinema; film therapy; cinematography; ART therapy; stress management; emotional, psychoemotional states; psychotherapy; systematic review; age psychology; психология кино; фильмотерапия; киноискусство; арт-терапия; управление стрессом; психоэмоциональные состояния; психотерапия; систематический обзор; возрастная психология
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Логинова П.Г., Эбзеева Ю.Н.
Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». Том 13. 2024. С. 56-62
Василенко А.С., Кузнецова О.А.
Сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей как основа развития Российской государственности: исторические, правовые и межкультурные аспекты. 2024. С. 41-43