Первичная профилактика компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений

В настоящее время происходит постоянное внедрение в повседневную жизнь все новых и новых компьютерных технологий, а вместе с ним и распространение мощного потока информации, в том числе компьютерных игр. С каждым годом разработчики создают новые видеоигры и постоянно усовершенствуют имеющиеся. Компьютерным играм отдают предпочтение широкий круг людей — от детей и подростков до взрослых: средний возраст геймеров составляет 30 лет [1]. Особую тревогу вызывает вовлечение молодого поколения (детей, подростков) в компьютерные игры. В отличие от взрослых дети быстрее поддаются пагубным увлечениям. Даже те компьютерные игры, которые имеют развивающее позитивное действие, оказывают и отрицательное воздействие на здоровье: оскудение эмоциональной сферы, агрессивное поведение, сужение круга интересов, стремление к созданию «собственного мира», уход от реальности, социальную изоляцию, трудность в межличностных контактах, снижение школьной успеваемости, наконец, формирование зависимости [1—14]. Дополнительным негативным фактором является присоединение соматических расстройств (снижение остроты зрения, боли в спине, онемение пальцев кистей рук, быстрая утомляемость и др.). Компьютерная зависимость (КЗ) формируется намного быстрее, чем зависимость от психоактивных веществ (курение, наркотики, алкоголь). Все чаще в силу возрастных психологических особенностей подростки становятся зависимыми от видеоигр. По данным литературы, около 5% пользователей-подростков из числа учащихся средних школ имеют выраженную КЗ [1]. Чем меньше возраст приобщения к компьютеру, тем больше у ребенка шансов стать зависимым. Целесообразно, конечно, приобщаться к компьютеру через образовательные игры. Однако следует отметить, что ни одна, пусть даже развивающая, компьютерная игра не может заменить реальные детские игрушки, развивающие и обучающие «офлайн» игры, где ребенок или подросток своими пальцами соприкасается с реальными предметами. Именно соприкасаясь с реальными предметами, ребенок или подросток начитает понимать и ощущать реальный мир, что не дает компьютер. Более того, компьютерная игровая зависимость (КИЗ) стала серьезной проблемой не только для самих игроков, но и для их родственников и близких [9, 10]. В связи с вышеизложенным становится очевидной необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение формирования КИЗ. Цель исследования — проведение первичной профилактики КИЗ (ППКИЗ) у учащихся общеобразовательных учреждений (ООУ).

Primary prevention of computer game addiction in students of educational institutions

Objective. To conduct the primary prevention of computer game addiction (PPCGA) in students of General education institutions (GEI), aimed at preventing the formation of CGA. Material and methods. The study included 488 students in grades 7—10 of GEI aged 12—17 years (14.6±2.4 years), of which 393 adolescents, who made up the main group, received PPCGA and 95 — control, without PPCGA. Results. Preventive measures were carried out without interrupting the educational process; they were carried out by addiction psy-chiatrists and medical psychologists. PPCGA was aimed at teaching students a healthy lifestyle, the development of their personal resources, the formation of skills to overcome problem situations, a change in the value attitude to computer games and the formation of alternative interests. In the main group, a decrease in the time interval spent by students at the computer was found (p<0.05). There was a decrease in the number of students (p<0.05), experiencing affective disorders when abstaining from the com-puter, including mild depression and subclinically expressed anxiety/depression, for whom computer games could lead to problems and negative consequences. An increase in the interval of time spent by students at the computer (p<0.05); an increase in the number of students experiencing affective disorders when abstaining from the computer (p<0.05); a trend towards the increase in the frequency of problems and delayed meetings and personal matters related to spending time at the computer; an increase in clearly uncommunicative (p<0.05) were found in the control group. Conclusions. Primary prevention of computer gaming increase the number of students who prefer a healthy lifestyle (physical education and sports, rational nutrition, sex education, family relationships) and reduce the number of people who prefer computer games as a form of leisure. © 2024, Media Sphera Publishing Group. All rights reserved.

Авторы
Издательство
Медиа Сфера
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
97-103
Статус
Опубликовано
Том
124
Год
2024
Организации
  • 1 Russian University of Peoples’ Friendship, Medical Institute, Moscow, Russian Federation
Ключевые слова
computer game addiction; obsession with computer games with harmful consequences; prevention
Цитировать
Поделиться

Другие записи