Целью данной статьи было рассмотрение возможности использования методов кластерного анализа статистических данных для автоматизации и упрощения контроля за функционированием медицинских процессов. Для этого, во-первых, была сформулирована задача подобного анализа и определен достигаемый при решении результат. Во-вторых, поднят вопрос предварительного факторного анализа и выделены особенности применения данного метода к бизнес-процессам, в частности медицинским. Кроме того, дано описание примерной структуры медицинской организации с процессным подходом к управлению в отличие от иерархического. Подчеркнута важность предварительного разделения процессов по направлению деятельности и выделены случаи, в которых применение подобного анализа рассматривается целесообразным. Дополнительно сделан акцент на необходимость ряда сквозных характеристик бизнес-процессов. В заключение отмечено, что данный вид анализа может стать частью комплекса мер, используемых для получения актуальной информацию о функционировании системы клинических процессов и позволяющий проводить их своевременный реинжиниринг.
The purpose of this study is the consideration of the possibility of implementation of cluster analysis for control over the flow of medical processes automation and simplification. For this, firstly, the task of such analysis was formulated and result to be achieved by the solution was determined. Secondly, the need for preliminary factor analysis was put under question, and the features of this method application to business processes, in particular, to the medical ones, were highlighted. In addition, the description of the approximate structure of the medical organization was given with the process versus hierarchical approach to management. The importance of the preliminary division of processes by the direction of activity is emphasized and cases in which the application of such analysis is considered appropriate are underlined. Moreover, the readers' attention is focused on the need for a number of cross-cutting characteristics of business processes. In conclusion, it is noted that this type of analysis can become a part of actions that provides up-to-date information about the system of clinical processes flow and enables to carry out their timely reengineering.