В статье представлены результаты исследования содержания и особенностей реализации внеучебной деятельности современного вуза в контексте социально-педагогического подхода. Научный интерес к данной теме связан с ролью внеучебной деятельности в процессе формирования профессионально важных качеств личности современного студента, его профессиональной компетентности. Подчеркивается значимость и потенциал данного вида деятельности в профессиональной подготовке студента. Рассматривается сущностно-содержательная характеристика понятия «внеучебная деятельность», ее взаимосвязь с социальной функцией современного вуза. Внеучебная деятельность, осуществляемая в контексте социально-педагогического подхода, предполагает целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. Акцентируется внимание на теоретико-методологических основах социально-педагогического подхода, определяющих иной смысловой характер современного образовательного процесса, необходимого для профессиональной подготовки на уровне высшего образования. Излагается современное понимание сущности социально-педагогического подхода в педагогической науке, включающее: основные понятия, принципы деятельности, приемы, методы построения образовательной деятельности. Выявлена специфика реализации социально-педагогического подхода во внеучебной деятельности вуза. Данный подход предполагает организацию внеучебной деятельности при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение студентов в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей их личности. Особое внимание уделяется анализу воспитательного потенциала вуза, который рассматривается как внутренний ресурс, способный оптимизировать процесс организации внеучебной деятельности и повысить ее эффективность. В статье отражены результаты эмпирического пилотажного исследования, позволяющие выделить наиболее значимые для современных преподавателей виды внеучебной деятельности и мотивацию участия в ней. Показан опыт конкретного университета, основанный на реализации программы дополнительного профессионального образования для тьюторов, сопровождающих внеучебную деятельность в вузе. Раскрыто содержание такого вида социально значимой деятельности, как наставничество. Обосновывается необходимость поиска адекватных форм взаимодействия современного вуза с социальными институтами и обществом в целом; определяются приоритетные направления дальнейшего исследования.
The article focuses on the issue of students' extracurricular activity organization and management in the modern university within the context of socio-pedagogical approach. Scientific interest in this subject is connected with the role of extracurricular activities in the development of modern students' professionally important qualities and their professional competence. The significance and potential of this type of activity in professional training is emphasized. The authors consider the intrinsic and informative characteristic of the concept "extracurricular activities", its correlation with social function of the modern higher education institution. Extracurricular activity, realized in the context of socio-pedagogical approach, assumes purposeful use of social environment opportunities as additional pedagogical tool to influence students' identity, the support of conditions of effective social education, creative self-realization, social activity development, successful social development of the personality. Attention is focused on the theoretical and methodological bases of socio-pedagogical approach defining other semantic nature of the modern educational process necessary for professional training at the level of higher education. Modern socio-pedagogical approach understanding in pedagogical science includes: basic concepts, principles of activities, methods of educational activities. Specifics of socio-pedagogical approach implementation in extracurricular activities in higher education institution are revealed. This approach assumes the organization of extracurricular activities based on the society and its educational potential through establishment of interaction with social institutionы, students' involvement into socially important activities and in the social relations, the formation of person's social needs and the development of social abilities. Special attention is paid to the analysis of educational potential of higher education institution which is considered as the internal resource capable to optimize the process of extracurricular activities organization and to increase its efficiency. The authors present the results of a pilot study, which reflect most significant types of extracurricular activities for university teachers and their motivation of the involvement in it. The article discusses the experience of RUDN University based on implementation of the program of additional professional education for the tutors, who accompany extracurricular activities in this higher education institution. The researches proves the value of mentoring - socially important volunteer activities allowing to solve the problems of low academic performance and to give support to foreign students within their socio-cultural and academic adjustment in the new educational environment. The need of research and development of adequate forms of interaction between modern higher education institution and social institutions and society in general is justified; the priority directions of further research are defined.