Описаны сложности, возникающие при формировании эволюционных представлений у студентов непрофильных специальностей. Проведен анализ школьных учебников с целью установить, на какие фактические знания об эволюции можно опираться при изложении данного раздела в вузе. Установлено, что в рамках школьной программы наименьшее внимание уделяется космологической, звездной, галактической и предбиологической эволюции. Приведены результаты анкетирования среди студентов двух российских вузов, свидетельствующие о наличии корреляции остаточных знаний об эволюции с объемом материала в школьных учебниках. Предложен план по формированию эволюционной картины мира, включающий в себя этап повторения и актуализации школьных знаний об эволюции в хронологическом порядке, введение понятия о самоорганизации, формирование представления о самоорганизации как общей основе для объяснения эволюции Вселенной и завершающего обобщения пройденного материала.
Here we describe the problems related to the formation of evolutionary worldview in university students. The results of the school textbooks analysis are presented. It is shown that in the school curriculum the least attention is devoted to the cosmological, stellar, galactic and prebiotic evolution. The results of the survey among students of two Russian universities are presented, which indicate correlation of residual knowledge about the evolution and the amount of information given in school textbooks, are presented. The plan of the evolutionary worldview formation is proposed. It includes review and actualization of the facts concerning evolution in chronological order, introduction of the concept of self-organization, formation of the conception of self-formation is the basis to explain the global evolution of the Universe and the final generalization of the studied material.