В условиях возрастающего культурного многообразия современного общества актуальной становится задача воспитания поколения, способного к активной жизнедеятельности, обладающего навыками эффективного взаимодействия в поликультурной среде. Проблемы обучения и воспитания в условиях культурного разнообразия во многих государствах решаются в контексте поликультурного образования. Цель исследования - выявление общих тенденций и национальных особенностей развития поликультурного образования дошкольников в России и США, обоснование возможностей взаимообогащения, творческого использования позитивного опыта. Исследование выполнено в рамках методологии сравнительной педагогики [3;7] и является проблемным сопоставлением теории и практики поликультурного образования в РФ и США. В процессе исследования был осуществлен сравнительный анализ современных нормативно-правовых актов, научных и методических изданий по поликультурному образованию, разработанных программ и опыта их реализации в российских и американских дошкольных учреждениях. В США идеи поликультурного образования начинают активно внедряться в практику в 70-е годы ХХ века. За несколько десятилетий концепция претерпела существенные изменения, «полиэтническое образование» уступило место «поликультурному», в проблемное поле которого включены не только этно- расовые и языковые, но также социальные, гендерные различия, особые потребности и т.д. [1;4;5]. В российской педагогической науке основы поликультурного образования были заложены в 1990-х годах. Несмотря на то, что исследователи и практики изначально использовали понятие «поликультурное образование», в центре внимания специалистов - вопросы, связанные с этнокультурным и языковым 325 разнообразием образовательного пространства [6;9]. Данная позиция способствует более четкому пониманию сути поликультурного образования, целенаправленной разработке концептуальных основ, методик и технологий. Сравнительный анализ нормативно-правовой базы стран в области образования позволяет сделать вывод о том, что отдельных законов, посвященных поликультурному образованию, до настоящего времени принято не было. Вместе с тем, цели поликультурного образования находят отражение в основополагающих государственных документах. Приоритетной задачей для обеих стран является интеграция подрастающего поколения в общенациональную культуру, формирование общегражданской идентичности на основе родной культуры. Сравнительный анализ программ поликультурного образования и опыта их реализации в российских и американских дошкольных учреждениях позволяет выделить ряд общих принципов: создание поликультурной предметно- пространственной среды, использование воспитательного потенциала семьи, применение педагогических форм и методов, развивающих познавательную и творческую активность, способствующих взаимодействию детей из разных культурных групп, формированию толерантности как свойства личности. Перспективы развития поликультурного образования связаны с осуществлением соответствующей подготовки специалистов дошкольных учреждений и повышением уровня их поликультурной компетентности, совершенствованием методического обеспечения образовательного процесса с учетом меняющихся социокультурных реалий.