Совершенствование исследовательских компетенций школьного педагога в контексте модернизации отечественного образования

Рассматриваются вопросы совершенствования исследовательских компетенций школьного педагога; осуществлен анализ понятий «компетенция» и «исследовательская деятельность учителя», что позволило трактовать компетенции педагога-исследователя как развивающиеся профессионально-личностные свойства с комплексной структурой, элементы которой ориентированы на осуществление функций исследовательской деятельности школьного учителя; являются целостными и интегративными; способствуют саморазвитию педагога в выбранной сфере деятельности и реализации заложенного в нем потенциала; формируют условия для поиска новой информации, необходимой при разрешении затруднительных ситуаций в конкретном учебном заведении согласно целям и задачам современного общего образования. Актуальность данной статьи связана с повышением требований, предъявляемых обществом к современному школьному учителю в рамках исследовательской деятельности. Функции последней классифицированы с учетом ее содержания по сферам профессиональной реализации педагога, в которых роль научной составляющей представляется наиболее существенной; выявлена структура исследовательских компетенций будущего педагога. В рамках проведенного исследования были определены области приложения профессиональных усилий, где исследовательский потенциал учителя проявляется наиболее активно: область анализа, синтеза и овладения новаторским педагогическим опытом; область популяризации и начального практического использования новаторского педагогического опыта и передовых разработок; область совершенствования профессионального мастерства и раскрытия творческого потенциала учителя; область инновационных процессов в системе образования. Установлены четыре уровня развития исследовательских компетенций, доступных школьному учителю: базовый, эмпирический (локально-инициативный), продуктивный (тактический) и конструктивный (стратегический), для которых характерна различная степень освоения исследовательских компетенций. Также рассматривается технология совершенствования исследовательских компетенций школьного педагога, включающая в себя четыре этапа: мотивационно-целевой, теоретический, проектировочный, практический и контрольно-коррекционный этапы. Они опираются на один или несколько модулей, позволяющих учителю осваивать исследовательские компетенции по индивидуальному сценарию.

Improvement of Research Competencies of School Teachers in Context of Modernization of National Education

The questions of improvement of research competences of a school teacher are considered. The competences of a teacher-researcher are interpreted as developing professional and personal properties with a complex structure, the elements of which are focused on the implementation of the functions of the research activities of a school teacher; they are integral and integrative; they contribute to self-development of a teacher in the chosen field of activity and the realization of his / her potential; form conditions to search for new information required in the resolution of difficult situations at a specific school according to the goals and objectives of the contemporary general education. The relevance of this article is associated with the increasing requirements imposed by society to the research activities of a modern school teacher. Areas of application of professional efforts are defined, where the research potential of a teacher is manifested most actively: the area of analysis, synthesis and mastering innovative pedagogical experience; field of popularization and initial practical use of innovative pedagogical experience and advanced developments; area of improvement of professional skills and disclosure of the creative potential of a teacher; area of innovative processes in the education system. Four levels of development of the research competences available to the school teacher are established: basic, empirical (locally-initiative), productive (tactical) and constructive (strategic) for which different degree of development of research competences is characteristic. The technology of improving the research competences of a school teacher is proposed, which includes four stages: motivational-target, theoretical, design, practical, control and remedial.

Авторы
Дзюбенко С.В.1 , Сергеева М.Г. 2 , Самохин И.С. 2
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
303-321
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Средняя школа им. Я. Купалы № 19 г. Минска
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
school teacher; research competence of teacher; technology of research activity improvement; problematisation; module; research activity of teacher; школьный учитель; исследовательская деятельность педагога; исследовательские компетенции учителя; технология совершенствования исследовательской деятельности; проблематизация; модуль
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/13471/
Поделиться

Другие записи

Иванова Е.А., Палагина И.В., Прошкин С.С.
Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экономическое образование". 2018. С. 80-94