Основания отзыва выборных лиц: принципиальные установки Конституционного Суда РФ и их реализация в нормативных правовых актах

Конституционный Суд РФ при рассмотрении конкретных случаев установления института отзыва на региональном и муниципальных уровнях согласился с принципиальной его допустимостью при условии соблюдения ряда существенных установок, в т. ч. касающихся оснований проведения отзыва (конкретные противоправные действия (бездействие)). Действующее регулирование по вопросу оснований отзыва обусловливает существенное своеобразие данного института, который соединяет в себе компоненты юридической ответственности и непосредственной демократии. Соответствующий подход существенно отличается от функционирования отзыва в логике императивного мандата. В последнем случае основания для отзыва если нормативно и предусматриваются, то формулируются предельно широко, подлежат произвольной оценочной интерпретации. Анализ нормативного материала позволяет сделать вывод о том, что правотворческие органы субъектов РФ и муниципальных образований, как правило, неадаптированно воспринимают формулы федеральных законов в отношении оснований отзыва. В то же время такой подход не учитывает логики рамочного правового регулирования на федеральном уровне и не обеспечивает в полной мере реализацию правовых позиций Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу.

GROUNDS FOR RECALL OF ELECTED OFFICIALS: PRINCIPLES OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR IMPLEMENTATION IN LAWS AND REGULATIONS

The Constitutional Court of the Russian Federation, when considering the specific cases of the establishment of the procedure of revocation on regional and municipal levels, agreed with the concept of its admissibility subject to a number of significant pre-conditions, including the grounds for revocation (specific illegal actions (inaction)). The current regulation on the grounds of revocation causes a significant peculiarity of this procedure, which combines components of legal responsibility and direct democracy. The relevant approach is substantially different from the existence of revocation in the logic of the imperative mandate. In the latter case, the grounds for revocation are provided in a regulatory way, but they are formulated very widely, they are subject to arbitrary valuation interpretation. The analysis of regulatory material enables the author of the article to conclude that law-making bodies of the Russian Federation subjects and municipal entities, as a rule, are not adapted to perceive formulations of the Federal laws in respect of the grounds of revocation. At the same time, this approach does not take into account the logic of the framework legal regulation at the Federal level and does not provide a full implementation of the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on this issue.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа Юрист
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
15-19
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов (РУДН)
Ключевые слова
revocation; democracy; direct democracy; elections; deputy; elected official; voter; отзыв; демократия; непосредственная демократия; выборы; депутат; выборное должностное лицо; избиратель
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/13332/
Поделиться

Другие записи