АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Рассматривается вопрос о содержании аксиологического (ценностного) подхода к инклюзивному образованию. Актуальность темы связана с действием международной Конвенции о правах инвалидов и закона «Об образовании в Российской Федерации», в контексте которых возникает необходимость в исследовании как теоретической, так и практической стороны новой педагогической парадигмы. Рассмотрены ключевые принципы инклюзивного образования, приведённые в отечественной и зарубежной литературе. Новизна исследования заключается в позиционировании сострадания как основной ценности российского инклюзивного образования. Данная особенность противопоставляется американской специфике, суть которой видится в демократической традиции, в апологии «многообразного единства». Однако авторы статьи придерживаются позиции, что сострадание к людям с инвалидностью должно смениться другим чувством - уважением. Школьному учителю рекомендуется объяснять своим подопечным, что инвалидность их ровесников - это тяжкая и важная работа, сравнимая с подвигом.

THE AXIOLOGICAL APPROACH TO INCLUSIVE EDUCATION: A COMPARATIVE ANALYSIS

The paper deals with the issue of the content of an axiological (value-oriented) approach to inclusive education. The relevance of the topic is determined by the functioning of the international Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the Law “On Education in the Russian Federation” which make it necessary to study both the theoretical and practical aspects of the new pedagogical paradigm. The key principles of inclusive education, given in Russian and foreign literature, are considered.The novelty of the study is seen in regarding compassion as the main value of Russian inclusive education. This feature is contrasted with American specifics, the essence of which is presumably rooted in the democratic tradition, in the apology for the “one out of many” motto. However, the authors of the article adhere to the position that compassion for people with disabilities should be replaced by another feeling - respect. The school teacher is recommended to explain to his/her students that their peers’ disability is a hard and important job, which may be compared to an exploit.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
22-27
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
inclusive education; axiological approach; principles; values; suffering; compassion; инклюзивное образование; аксиологический подход; принципы; ценности; страдание; сострадание
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/13285/
Поделиться

Другие записи

Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Самохин И.С.
Казанский педагогический журнал. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем. 2018. С. 118-128
Пилишвили Т.С., Данилова А.Л.
Казанский педагогический журнал. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики, психологии и социальных проблем. 2018. С. 180-185