Методологические подходы и эффективность развития инклюзивного образования в России (фрагменты монографии)

В данной монографии исследуются теоретические и методологические вопросы, связанные с восприятием и реализацией школьного инклюзивного образования в современной России. В первой части проведён анализ базовых понятий инклюзивного образования и основных этапов его формирования и развития в нашей стране. Особое внимание уделено этико-философскому аспекту. Рассматриваются базовые принципы новой учебно-воспитательной парадигмы, выделяемые отечественным научно-педагогическим сообществом, а также целевая специфика национального подхода к инклюзивному образованию школьников - сосредоточенность не на любых учащихся с особыми потребностями, а на детях с ограниченными возможностями здоровья. В рамках выбранной темы авторы рассуждают о достоинстве (абсолютном и относительном), смысле и роли страдания, моральных правах и обязанностях. Во второй части проводится обзор и анализ педагогических методов, способствующих формированию и развитию толерантности - основы инклюзивного мировоззрения. Исследуются методы, применяемые на разных уровнях образовательной вертикали: в начальной, основной и старшей школе. Также описываются некоторые приёмы, повышающие степень комфортности учебно-воспитательного процесса (и, таким образом, косвенно благоприятствующие развитию толерантности). В третьей части предлагается авторская модель педагогической эффективности, учитывающая два фактора: результат, демонстрируемый школьником по учебной дисциплине; эмоции, получаемые школьником в процессе её освоения.

METHODOLOGICAL APPROACHES AND EFFICIENCY OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA. (MONOGRAPH FRAGMENTS)

The monograph explores the theoretical and methodological issues associated with the perception and implementation of school inclusive education in modern Russia. The first part deals with the analysis of the basic concepts of inclusive education and its main formation and development stages in this country. Particular attention is paid to the ethical and philosophical aspect. Besides, the authors consider the basic principles of the new educational paradigm which are singled out by the national scientific and pedagogical community. It is also noted that national inclusive education focuses on children with health limitations, paying much less attention to students with other special needs. Within the chosen topic, the authors comment on the dignity (absolute and relative), the meaning and role of suffering, moral rights and responsibilities. The second part gives a review of pedagogical methods contributing to the formation and development of tolerance - the basis for an inclusive worldview. Described and analyzed are the methods used at different educational levels: primary school, lower secondary school and upper secondary school. The study also deals with some techniques increasing the degree of educational comfort (and thus indirectly favouring the development of tolerance). In the third part, the authors propose their model of pedagogical effectiveness which considers two factors: the result demonstrated by a student when learning a school subject; his/her emotions within the process.

Издательство
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
8-84
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/12927/
Поделиться

Другие записи

Самохин И.С.
Профессиональное образование и общество. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова". 2018. С. 231-242