Статья посвящена опыту развития системного мышления у студентов в курсе когнитивного моделирования, который основан на методе моделирования и анализа, разработанном группой ученых университета. Модели, построенные при помощи этого метода, позволяют прогнозировать реакцию системы на воздействие, выбирать наиболее эффективные решения по управлению системой, определять объективную значимость тех или иных факторов для оптимального развития системы, диагностировать предкризисное и кризисное состояние системы и предлагать соответствующее управление. В процессе построения и открытого экспертного обсуждения моделей студенты избавляются от множества ошибок моделирования, связанных с отсутствием системности и субъективным подходом в анализе комплексных задач и научаются рассматривать задачу с принципиально разных сторон, учитывая множество разнородных факторов. В статье разобраны основные ошибки моделирования на примере построенной первоначально студенческой модели.
The article is dedicated to development of system mentality among students in course of cognitive modeling, based on the methodology of and analysis, developed by the group of scientists from the University. Models, developed with this method, allow to forecast reaction of the system on impact, select most effective management solutions, define intrinsic meaning of certain factors for optimal development of the system, diagnose crisis and pre-crisis state of the system and propose best management approach. During the construction and open expert discussion of the model students separate their projects from different modeling mistakes, linked to absence of system approach and train to see the task from different sides, taking into account variety of different factors. The article contains initial student’s model and typical modeling mistakes which are clarified.