Профориентация: гармонизация точек зрения

Рассматривается проблема гармонизации разных взглядов на профориентационную работу, обусловленных разнообразием представлений о жизненном и карьерном успехе, а также - о путях к успеху. Авторы условно назвали явление множественности трактовок содержания данного понятия «профориентационным плюрализмом». Рассматриваются позиции самоопределяющейся личности, психологов-профконсультантов, методологов, ученых-профориентологов, работодателей. Охарактеризованы различия в понимании сущности профориентации всеми названными субъектами взаимодействия. Подчеркивается несовпадение их ожиданий по отношению к профконсультантам. Утверждается, что управленцы предприятий и организаций ведут разную кадровую политику в зависимости от осознания ими значимости человеческого потенциала. Профориентация интерпретируется в контексте культурно-исторического развития общества. Авторы выявляют точки несовпадения разных позиций в понимании профориентации и предлагают обобщенные варианты (пути) гармонизации мнений. Первую группу составляют варианты «внешней» гармонизации, то есть способы согласования мнений между субъектами, так или иначе участвующими в профориентационной работе. Вторую группу образуют варианты «внутренней» гармонизации - между людьми, представляющими одну социальную или профессиональную группу, заинтересованную в решении вопросов профориентации.

Vocational Guidance: Harmonization of Points of View

The problem of harmonization of different views on career-oriented work, due to the diversity of ideas about life and career success, as well as about the ways to success, is considered. The authors conditionally called the phenomenon of the plurality of interpretations of the content of this concept “vocational orientation pluralism”. The positions of the self-determining personality, psychologists-career advisors, methodologists, scientist- career guides, employers are considered. Differences in the understanding of the essence of vocational guidance by all named subjects of interaction are characterized. The mismatch of their expectations in relation to the professional advisers is emphasized. It is alleged that managers of enterprises and organizations conduct different personnel policies, depending on their awareness of the importance of human potential. Vocational guidance is interpreted in the context of the cultural and historical development of society. The authors identify the points of incompatibility of different positions in the understanding of vocational guidance and offer generalized variants (ways) for harmonizing opinions. The first group consists of variants of “external” harmonization, that is, ways of coordinating opinions between subjects that in one way or other participate in vocational guidance. The second group consists of variants of “internal” harmonization that is between people representing one social or professional group, interested in solving career counseling issues.

Авторы
Пряжников Н.С.1, 2 , Румянцева Л.С.3 , Соколова Н.Л. 4 , Бахтигулова Л.Б.5
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
289-303
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • 2 Финансовый университет при Правительстве РФ
  • 3 Центр тестирования и профконсультирования «Гуманитарные технологии»
  • 4 Российский университет дружбы народов
  • 5 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Ключевые слова
aspects of vocational guidance; "career-oriented pluralism"; variants of harmonization of different understanding of vocational guidance; аспекты профориентации; "профориентационный плюрализм"; варианты гармонизации разного понимания профориентации
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/12459/
Поделиться

Другие записи