Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов

В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.

Axiological Background of Vietnamese Students Adaptability

This article analyzes the ratio of axiological orientation of Vietnamese students and their adaptability. The article demonstrates that the ratio of certain values, attitudes and needs forms a specific type of axiological orientation. The article finds out that the different types of orientation are interrelated with the selective personality adaptive indicators of Vietnamese students and can be regarded as predictors of the adaptation process. The article identifies the current trends of adaptability studies within the context of the system paradigm. The article points out the main determinants of the personal adaptability manifestations. The methodological basis of the research was the dispositional concept of personality and individual traits investigation by A.I. Krupnov, as well as the provisions of the theory of personal potential by D.A. Leontiev, developed within the framework of positive psychology. The aim of the study presented in this article is to identify the relationship between the indicators of axiological orientation and adaptability variables in Vietnamese students. At the first stage of the study, different types of students’ axiological orientation based on the results of cluster analysis have been identified and described: vocational-career, egocentric, socio-communicative orientation types. Statistically significant differences between the selected types were recorded for most of the components. The meaningful characteristics of these types at the behavioral level differ in their attitude to training activities, relationship with other people and personal self-conception. At the next stage the features of adaptability among the representatives with different types of axiological orientation were revealed. The correlation analysis was used to identify the correlation between the axiological variables and adaptability. It turned out that all the three groups are pressed by uncertainty, nostalgia and asthenic feelings. At the same time the representatives of the vocational and career axiological orientation type were more successful in adaptability, as compared to other groups. The students with egocentric orientation turned out less successful in adaptability. They are distinguished by the highest severity of negative background mood, uncertainty, difficulties in communication. As a conclusion, we defined the role of axiological orientation as the primary predictor of personal adaptability in multicultural environment.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
38-52
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
personality; adaptability; values; needs; orientation; Vietnamese students; личность; адаптивность; ценности; потребности; направленность; вьетнамские студенты
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
10.02.2020
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/11825/
Поделиться

Другие записи

Маркович А.С., Абу Махади М.И., Милосердова Д.А., Акифьева К.С., Асад М.С.
Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 14. 2018. С. 233-241
Чхиквадзе Т.В., Беляева Е.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 15. 2018. С. 94-108