ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Данная статья посвящена комплексному исследованию проблемы педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Научный интерес к проблеме обусловлен процессами интернационализации высшего образования, необходимостью решения новых задач, связанных с интенсификацией и расширением международных образовательных контактов. В статье конкретизируется содержание понятия «педагогическое обеспечение» применительно к социокультурной адаптации иностранных студентов. Педагогическое обеспечение рассматривается как педагогическая деятельность, связанная с управлением процессом функционирования совокупности ресурсов: личностных, институциональных, средовых, необходимых для успешной социокультурной адаптации. Авторами выделены и охарактеризованы критерии и уровни социокультурной адаптированности иностранных студентов. Обоснованы причины, затрудняющие процесс педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. В статье представлена авторская программа «Иностранный студент в российском вузе», которая отражает содержание, форму, качество педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных студентов. Программа включает педагогическую технологию и методику формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов. Педагогическая технология рассматривается в статье как системное, поэтапное осуществление педагогического процесса с использованием личностных, инструментальных и методологических средств для повышения уровня адаптированности иностранных студентов. Апробированная авторами методика формирования социокультурной адаптированности иностранных студентов включает в себя следующие этапы организации деятельности: познавательный, этап реализации потенциальных возможностей учреждения высшего профессионального образования, этап вовлечения иностранных студентов в различные виды социально значимой деятельности; этап индивидуального регулирования процесса социокультурной адаптации. Авторами экспериментально подтверждена эффективность разработанной программы и выделены условия её успешной реализации: организационно-педагогические, способствующие освоению различных форм социально значимой деятельности в поликультурной среде вуза; методические, отражающие готовность сотрудников вуза к осуществлению данного процесса; управленческие, выступающие как научно обоснованная, последовательная система организации педагогического взаимодействия. Полученные результаты представляют педагогический интерес и могут служить основой для разработки и реализации технологического подхода в процессе социокультурной адаптации иностранных студентов на различных уровнях высшего образования.

Pedagogical Support of Foreign Students'' Sociocultural Adjustment: The Experience of Implementation

This article addresses the problem of pedagogical support within the process of foreign students' sociocultural adjustment. Scientific interest to this theme is caused by the processes of internationalization of higher education, the need to solve new tasks coming from intensification and expansion of international educational contacts. The authors specify the concept "pedagogical support" as applied to sociocultural adjustment of foreign students and characterize it in relation to interaction of different resources (personal, institutional, environmental). The paper distinguishes and describes criteria and the levels of foreign students' sociocultural adjustment. Special attention is paid to the factors complicating the process of pedagogical support. The article analyzes the experience of the authors' program ^"The Foreign Student in the Russian Higher Education Institution" implementation. The presented pedagogical techniques promoted the increase of foreign students' level of sociocultural adjustment. The authors have experimentally confirmed the efficiency of the developed program and reasoned the conditions of its successful implementation: organizational and pedagogical promoting the development of various forms of socially important activities in the multicultural environment of higher education institution; methodical reflecting teachers' and staff readiness to develop the process; administrative, acting as a consistent system of pedagogical interaction organization. The results obtained can serve as a basis for justification and actualization of technological approach in the process of sociocultural adjustment of foreign students at various levels of higher education.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
60-69
Статус
Опубликовано
Том
27
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
социокультурная адаптация; педагогическая технология; SOCIOCULTURAL ADJUSTMENT; multicultural environment; pedagogical techniques and technologies; pedagogical support; foreign students; levels of sociocultural adjustment; педагогическое обеспечение; адаптация иностранных студентов; уровни социокультурной адаптированности
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/11551/
Поделиться

Другие записи