УРОВНИ СОПРЯЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СФЕРЫ ТРУДА

В настоящей работе рассмотрены проблемы сопряжения высшего образования и сферы труда, природа различий между квалификациями по образованию и профессиональными квалификациями, выявлена роль профессиональных стандартов в решении этих проблем. Отмечается, что терминология ФГОС не вполне адекватна трактовке квалификации выпускника высшей школы в ФЗ-273 «Об образовании в РФ», равно как язык профессиональных стандартов не соответствуют определению квалификации работника в Трудовом кодексе РФ. Показано, что «увязка» или сопряжение высшего образования и сферы труда - это многокомпонентная проблема, решение которой возможно лишь при согласованном с единых позиций рассмотрении всех её составляющих. Для этого представителям высшей школы и представителям сферы труда нужно научиться разговаривать на одном профессиональном языке, при максимальном сохранении ведомственных традиций, оставаясь в рамках действующего трудового и образовательного законодательства, разработать и согласовать единый глоссарий терминов, которые оказались на пересечении сферы образования и сферы труда. Затем следует внести коррективы в уже действующие нормативные документы, а при необходимости - и в законодательные акты как в сфере образования, так и в сфере труда. Возможно, потребуется правительственное постановление, регламентирующее работу различных министерств и ведомств по разработке Национальной системы квалификаций. Важно определить критерии эквивалентности знаний, умений и профессионального опыта, полученных в системе формального, неформального и спонтанного образования, которые следует использовать для подтверждения квалификации соискателя.

Conjugation Levels Between Higher Education and Labour Sphere

This paper addresses the problems of conjugation between higher education and labor sphere, the nature of differences between qualifications of higher education and professional qualifications, and the role of professional standards in solving these problems. It is noted that the Federal state educational standards of higher education do not fully correspond to the definition of graduate's qualification in the Federal Law №273-FZ of 29 December 2012 "On Education in the Russian Federation", also as the professional standards do not correspond to workman's qualification in the Labor Code of the Russian Federation. The author shows that the "linking" or conjugation of higher education and labor sphere is a multicomponent problem and its solution is possible only with its coordinated consideration from unified positions. To reach this result, the representatives of higher education and labor sphere should learn how to speak a single professional language while preserving departmental traditions and adhering the current labor and educational legislation. It is also necessary to work out a unified shareable glossary of terms that are at the intersection of education and labor sphere. Then it is necessary to make adjustments to the existing regulatory documents and if necessary - to the legislative acts both in the education and the labor spheres. It may need the Government Decree to regulate the work of various ministers and departments for developing the National Qualification System. It is important to determine the equivalence criteria for knowledge, skills and professional experience obtained in the formal, informal and spontaneous education, which are necessary to confirm applicant' qualifications.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
38-47
Статус
Опубликовано
Том
27
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
qualification; national system of qualifications; professional standard; independent assessment of qualifications; certification exam; mentoring; higher education levels; educational standard; conjugation between professional and educational standards; independent evaluation of educational programs; professional public accreditation; квалификация; национальная система квалификаций; профессиональный стандарт; независимая оценка квалификаций; сертификационный экзамен; наставничество; уровни высшего образования; образовательный стандарт; сопряжение профессиональных и образовательных стандартов; независимая оценка образовательных программ; профессионально-общественная аккредитация
Дата создания
20.10.2018
Дата изменения
20.10.2018
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/11422/
Поделиться

Другие записи