Сочетание методов фокус-группы и эксперимента: возможности и ограничения

Сочетание нескольких социологических методик может стать эффективным способом получения более репрезентативных данных. Сочетание методов фокус-группы и эксперимента позволяет исследователям расширить познавательные возможности каждого метода и лучше понять сложные социальные явления, получив более полное представление о социальных объектах и процессах, а также об их восприятии. Достоинства и недостатки сочетания методов фокус-группы и эксперимента сформулированы авторами преимущественно на основе проведенных исследований, в которых ключевыми показателями выступали такие характеристики, как психотип, эмоциональный интеллект и внушаемость. Очевидно преимущество комбинирования двух методов - глубокий анализ исследуемого явления, поскольку фокус-группа позволяет реконструировать контекст и обеспечить детальное понимание мнений и переживаний участников, а эксперимент - контролировать условия и воздействие на респондентов, проверять гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи. Однако комбинация методов имеет и ряд ограничений: ограниченное время проведения фокус-группы может влиять на продолжительность эксперимента; групповая динамика в ходе фокус-группы может воздействовать на результаты эксперимента и привести к искажениям; наличие модератора и видеофиксация групповой дискуссии могут повлиять на поведение участников и исказить данные. По итогам анализа ряда «кейсов» в статье сформулированы рекомендации по комбинированию методов фокус-группы и эксперимента: уточнение критериев отбора респондентов во время рекрутинга; размещение участников фокус-группы с учетом их психотипов и личностных характеристик, а также рассадка «подсадных уток» по определенной схеме; предоставление стимульного материала в печатном виде каждому участнику фокус-группы. В целом комбинирование фокус-группы и эксперимента - достаточно редкий подход, поэтому основные выводы сформулированы по данным исследований, проведенных авторами в РУДН.

Combination of focus group and experiment methods: opportunities and limitations

The use of several sociological techniques can be an effective way to obtain more representative data. The combination of focus group and experiment allows to expand the cognitive capabilities of each method, to better understand complex social phenomena, and to obtain a more complete picture of social objects and processes, and perceptions of them. The advantages and disadvantages of the combination of focus group and experiment were formulated mainly based on the research in which the main indicators were such characteristics as psychotypes, emotional intelligence and suggestibility. The advantage of combining two methods is the in-depth analysis of the phenomenon under study, since focus group provides context and insight into the opinions and experiences of participants, while experiment allows to control the conditions and impact on respondents, test hypotheses and identify cause-and-effect relationships. The combination of methods increases the validity of research practices; however, this combination has several limitations: the timing of focus group can affect the duration of experiment; group dynamics during the focus group can affect the results of experiment and lead to distortions; the presence of a moderator and videotaping of the focus group can affect the behavior of participants and the data. Based on the analysis of several cases, the authors provide recommendations on combining two methods such as: improving the criteria for selecting respondents during recruitment; placing focus group participants taking into account their psychotypes and personality characteristics, and also placing ‘decoy ducks’ according to a certain plan; providing stimulus material in printed form to each focus group participant. Combination of focus group and experiment is a rare research approach; therefore, the main conclusions are based on the authors’ research conducted at the RUDN University.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
4
Язык
Английский
Страницы
866-874
Статус
Опубликовано
Том
23
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
ocus group; experiment; combination of methods; psychotype; emotional intelligence; suggestibility; fake news; фокус-группа; эксперимент; сочетание методов; психотип; эмоциональный интеллект; внушаемость; фейковые новости
Дата создания
19.01.2024
Дата изменения
19.01.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106101/
Поделиться

Другие записи