Восприятие фейковых новостей студенчеством с разными психологическими характеристиками: результаты методического эксперимента

Восприятие фейковых новостей в последнее время находится в центре внимания специалистов социогуманитарного профиля ввиду воздействия на поведение людей. Студенчество всегда считалось реактивной силой общества, поэтому вопрос, какие характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей студентами, столь актуален. В качестве таких характеристик в статье выделены уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), внушаемость и психотип. Для проверки, как эти характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей, Лаборатория социологических и фокус-групповых исследований РУДН в 2022 году провела методический эксперимент в формате фокус-групп. Две группы были рандомизированы по критерию психотипа: одну группу составили участники с высоким ЭИ, вторую - с низким. В группы были отобраны только те студенты, кто считает себя способным отличить фейковую новость от реальной. На обе группы было оказано воздействие в виде фейковых новостей, которые подавались как реальные. Задачей модератора было заставить участников сомневаться, убедить их в реальности новостей. После окончания групповой дискуссии участникам раскрывался замысел эксперимента. Благодаря обсуждению и тесту, которые участники заполняли до и после дискуссии, удалось установить, что ЭИ и психотип слабо влияют на способность отличить фейковую новость от реальной в условиях внешнего воздействия, но высокий ЭИ обуславливает критичность восприятия и способность менять точку зрения, т.е. внушаемость. Логическая аргументация участников зависела от психотипа и уровня ЭИ, однако качество аргументации, скорее всего, зависит от общего уровня эрудированности и образованности. Наши данные отличаются от релевантных исследований зарубежных авторов, но компонент внушения приближает эксперимент к естественным условиям и открывает возможности для разработки программ повышения медиаграмотности студенчества.

Perception of fake news by students with different psychological characteristics: Results of the methodological experiment

The perception of fake news has become the focus of social-humanitarian research as affecting people’s behavior. Students have always been a reactive force of society, so the question of what characteristics determine students’ perception of fake news is quite relevant. The authors consider as such characteristics the level of emotional intelligence (EI), suggestibility and psychotype. To check how these characteristics determine the perception of fake news, the Laboratory of Sociological and Focus Group Research of the RUDN University conducted a methodological experiment with the focus group method in 2022. Two groups were randomized according to the psychotype: the first group consisted of participants with a high level of EI, the second group — with a low level of EI. The groups included only those students who considered themselves capable of distinguishing fake news from real situations. Both groups watched videos that presented fake news as real. The moderator was to make participants doubt, to convince them of the reality of the news. After the group discussion, the design of the experiment was revealed to its participants. The discussion and tests before and after the discussion allowed to conclude that EI and psychotype weakly affect the capability to identify fake news under external influences, but a high level of EI determines both critical perception and ability to change one’s position, i.e. suggestibility. The participants’ logical argumentation depends on the psychotype and level of EI, but the quality of the argument seems to depend on the general erudition and education. The authors’ findings are consistent with the results of related studies, but the suggestion component of the experiment is close to everyday situations and provides opportunities for developing media literacy programs for students.

Издательство
Российский университет дружбы народов
Язык
Русский
Страницы
800-811
Статус
Опубликовано
Номер
4
Том
23
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
конформность; психотип; методический эксперимент; фейковые новости; эмоциональный интеллект; фокус-группа; conformity; psychotype; methodological experiment; fake news; emotional intelligence; focus group
Дата создания
19.01.2024
Дата изменения
19.01.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106098/
Поделиться

Другие записи