Дискурсивное конструирование автобиографических воспоминаний в речевом онтогенезе: лонгитюдное наблюдение

До настоящего времени ранние автобиографические воспоминания изучались не в условиях реальной коммуникации, а экспериментальным путем. В данной работе исследуется роль языка в мыслительных процессах, связанных с языковой экспликацией воспоминаний в раннем онтогенезе в дискурсивных практиках. Рассматриваются способы и пути формирования ранних устных воспоминаний в междисциплинарной парадигме. Цель исследования - выявить механизмы становления раннего устного дискурсивного рассказа-воспоминания. В качестве материала использованы данные мультимедийного корпуса CHILDES Transcript Browser с транскриптами речи немецкоязычных детей в возрастном интервале от 3 до 7 лет. Для их анализа применялся коммуникативно-прагматический и когнитивно-дискурсивный анализ. Исследованы дискурсивные стратегии и тактики взрослых по экспликации мнемического содержания детских нарративов, выявлена прагматическая направленность стимулирующих высказываний взрослых, описаны языковые особенности мнемических высказываний ребенка. Результаты исследования показали, что основными дискурсивными стратегиями взрослых выступают: стратегия дискурсивной социализации, стратегия обучению конструирования дискурсивного диалогического нарратива, а затем мнемического нарратива с тактикой извлечения информации из памяти. Результатом работы явилась психолингвистическая (вербальная) модель онтогенетической генерализации детских воспоминаний, характерная для немецкоязычного ребенка. Модель включает 6 этапов в соответствии с возрастом дошкольника и отображает развитие поверхностной структуры мнемических высказываний - воспоминаний, являющихся каркасом первичных автобиографических нарраций. Работа заполняет ряд ниш в исследованиях по дискурсологии и нарратологии; расширяет представление о специфике порождения устного рассказа в речевом онтогенезе, моделях построения первичных и вторичных текстов и может найти практическое применение в корпусных и эмпирических исследованиях.

Discursive designing of autobiographical memories in speech ontogeny: Longitudinalsurvey

Autobiographical memories have been investigated, experimentally rather than in real interactional settings. This study explores the role of language in mental processes through the linguistic explication of memories in discursive practices in early ontogenesis. It considers the ways and means of early oral memories evolvement in the interdisciplinary paradigm. The goal is to identify the mechanism of early discourse formation in recalls. The data were collected from the multimedia corpus CHILDES Transcript Browser with speech transcripts of German-speaking children from three to seven years old and were subjected to communicative, pragmatic, cognitive and discursive analyses. Adults’ verbal discursive strategies and tactics were examined to explicate the mnemonic content of children’s narratives. We identified the pragmatic orientation of stimulating statements of adults and described the linguistic features of a child’s mnemonic utterances. It has been found that the main discursive strategies of adults prompting children are: the strategy of discursive socialization, the strategy of dialogic narrative with its further transformation into a mnemonic narrative and information extraction from memory. As a result, the psycholinguistic (verbal) model of the ontogenetic generalization of childhood memories typical for German-speaking communication partners was developed. The model includes six stages according to the age of a preschooler. It displays the evolution of the surface structure of mnemonic utterances-recollections, which make up the framework of primary autobiographical narrations. This research fills in the niches in discourse studies, in ontogenesis and in the primary and secondary text models. The findings may have practical application in corpus and empirical studies.

Авторы
Петрова А.А.2 , Привалова И.В.2 , Косова К.О.1
Издательство
Российский университет дружбы народов
Язык
Английский
Страницы
915-937
Статус
Опубликовано
Номер
4
Том
27
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова
автобиографическая память; воспоминания; мнемическая деятельность; речевой онтогенез; нарративы; дискурсивные стратегии и тактики; autobiographical memory; recollections; mnemonic activity; speech ontogenesis; narratives; discursive strategies and tactics
Дата создания
16.01.2024
Дата изменения
16.01.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106031/
Поделиться

Другие записи