В статье освещаются проблемы, рассматриваемые в рамках мультидисциплинарной парадигмы современных лингвокогнитивных исследований, которые обсуждались на VI Фирсовых чтениях «Современные языки и культуры: вариативность, функции, идеологии в когнитивном аспекте» (19-21 октября 2023 г., РУДН, Москва). К наиболее актуальным проблемам относятся лингвистические средства концептуализации и категоризации действительности, критический и позитивный дискурс-анализ, экологическое мышление, прагматика жестов, мультимодальность, когнитивные аспекты межкультурной коммуникации и перевода, таксономия дискурсивных маркеров, информационные технологии и когнитивные исследования, трансдисциплинарные методы изучения языка и сознания и т. д. Цель статьи - осветить преимущества когнитивной парадигмы исследований и проследить новые направления в ее развитии. Статьи, вошедшие в этот номер и написанные участниками конференции, иллюстрируют широкий спектр когнитивных исследований, проводимых с использованием разнообразного материала и на основе различных методов. Они демонстрируют, что когнитивная перспектива позволяет ученым не только представлять и описывать изучаемые явления, но и предлагать объяснения полученным результатам и прослеживать корреляцию между языком, сознанием и коммуникацией. Также в статье намечены перспективы дальнейших исследований в данной области.
The article offers a concise summary of problems dealing with the multidisciplinary paradigm of modern cognitive linguistics research discussed at VI Firsova Readings “Modern Languages and Cultures: Varieties, Functions, Ideologies in a Cognitive Perspective” (19‒21 October, 2023, RUDN University, Moscow). It highlights the most relevant issues which include linguistic means of conceptualization and categorization, critical and positive discourse analysis, environmental thinking, pragmatics of gestures, multimodality, cognitive perspectives of intercultural communication and translation studies, discourse markers taxonomy, IT and cognitive studies, transdisciplinary methods in the study of language and cognition, among others. We aim to illuminate the advantages of the cognitive paradigm and trace new directions in its development. The articles included in this Issue and authored by the conference participants illustrate a broad range of cognitive studies drawn on different methods and conducted on diverse datasets. They clearly demonstrate that the cognitive perspective enables scholars not only to present and describe the phenomena under study but also to offer explanations to the findings and trace correlation between language, cognition and communication. This article also discusses the prospects for further research in the area.