Привлечение в вузы образовательных мигрантов: обзор институциональных ресурсов

Представлен обзор ключевых институциональных ресурсов для привлечения образовательных мигрантов, в том числе соотечественников, в российские вузы. Теоретической базой послужили российские и зарубежные работы по теории образовательной миграции и адаптации иностранных студентов. Выявлено, что исследований, оценивающих институциональные ресурсы для привлечения образовательных мигрантов в вузы, недостаточно. В качестве основной причины этого названо встраивание работы с иностранными студентами в вузах в концепцию «мягкой силы». Новизна исследования состоит в попытке авторов заполнить указанный пробел, осуществить обзор институциональных ресурсов для привлечения образовательных мигрантов в вузы, систематизировать данные теоретических и эмпирических исследований. Отражена и практическая сторона проблемы: статистические показатели из разных российских источников по образовательной миграции и добровольному переселению соотечественников в Россию представлены фрагментарно, что затрудняет их сопоставление. Методом качественного анализа открытых для изучения документов получены данные, позволившие осуществить обзор основных институциональных ресурсов российских вузов по привлечению образовательных мигрантов, в том числе соотечественников. Рассмотрено, какие ресурсы российских вузов в работе с иностранными студентами могут трактоваться как «притягивающие» факторы; есть ли специальные инструменты работы с иностранными студентами из стран СНГ и/или соотечественниками. Сделаны выводы о недостаточной проработанности в российских вузах стратегий привлечения молодых соотечественников (русофонов) к образовательной миграции. Вузы не выделяют данную категорию абитуриентов в отдельную группу, что способствовало бы оптимизации управленческих решений, ориентированных на развитие миграционной, демографической и образовательной политики. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость оптимизации институциональных ресурсов и управленческих решений в отношении привлечения русофонов в вузы России.

The paper presents an overview of key institutional resources for attracting educational migrants, including compatriots, to Russian universities. The theoretical base includes Russian and foreign works on the theory of educational migration and adaptation of foreign students. It is revealed that there are not enough studies evaluating institutional resources to attract educational migrants to universities. It is mainly due to the fact that the work with foreign students in universities is embedded in the concept of “soft power”. The novelty of the study consists in our attempt to fill this gap, review institutional resources for attracting educational migrants to universities, and systematize the data of theoretical and empirical studies. The practical side of the problem is reflected as well: statistical indicators from various Russian sources on educational migration and voluntary resettlement of compatriots to Russia are presented in fragments, which makes it difficult to compare them. We use qualitative analysis of documents in the public domain to obtain the data that made it possible to review the main institutional resources of Russian universities to attract educational migrants, including compatriots. We consider which resources of Russian universities in working with foreign students can be interpreted as “attracting” factors; whether there are special tools for working with foreign students from CIS countries and/or compatriots. We draw conclusions that Russian universities do not have well-elaborated strategies to encourage young compatriots (Russophones) to participate in educational migration. Universities do not consider this category of applicants as a separate group, which would help optimize management decisions focused on the development of migration, demographic and educational policies. These circumstances bring to the fore the need to optimize institutional resources and management decisions regarding the attraction of Russophones to Russian universities.

Авторы
Ростовская Т.К. 1, 2 , Васильева Е.Н.1
Издательство
Вологодский научный центр РАН
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
230-246
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2023
Организации
  • 1 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
educational migration; compatriots; Russophones; university; demographic policy; migration policy; образовательная миграция; соотечественники; русофоны; вуз; демографическая политика; миграционная политика
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/105526/
Поделиться

Другие записи