Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными показателями самоотношения

Представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие проявление эмоционального выгорания у учителей с разными показателями самоотношения. Актуальность исследования обусловлена значительным ростом эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов в современных условиях. Увеличение указанных деструкций в педагогической среде обусловлено целым рядом факторов: с одной стороны, повышением профессиональных требований к учителю со стороны государства и общества, к его психолого-педагогическим, дидактическим, методическим и цифровым компетенциям, а с другой - недостаточной социальной и материальной защищенностью, вследствие чего учителя вынуждены повышать профессиональную нагрузку, оставляя меньше времени на отдых, физическое и психоэмоциональное восстановление. Цель - исследование самоотношения как предпосылки формирования синдрома выгорания. Дизайн исследования осуществлялся с опорой на системные исследования в современной психологии; субъектно-деятельностный подход; концептуальные идеи и эмпирические результаты современных исследований эмоционального выгорания. В качестве респондентов выступили 237 учителей общеобразовательных школ в возрасте 32-40 лет (169 женщин и 68 мужчин). При выявлении показателей самоотношения использовались методика «Личностный дифференциал»; опросник В. Стефансона для изучения представлений о себе; тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для исследования эмоционального выгорания применена методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко. В качестве дополнительной методики использовалась экспертная оценка для выявления показателей работоспособности педагогов. В результате проведения эмпирического исследования было уставлено, что у педагогов с адекватно-позитивным самоотношением симптомы эмоционального выгорания менее выражены, а стадии зафиксированы на начальном этапе выгорания. При этом сохраняется высокая работоспособность, мотивация к выполнению профессионально-педагогических обязанностей, позитивная коммуникация с коллегами и учащимися. У учителей с негативно-окрашенным фоном самоотношения отмечаются выраженные симптомы выгорания и профессиональные деструкции, снижающие качество выполнения профессиональной деятельности. В данной группе респондентов отмечается повышенная конфликтность, сниженная мотивация, недочеты в работе, прокрастинация и др. Полученные данные позволяют адаптировать имеющиеся программы психологического сопровождения педагогов с учетом полученных данных, а также использовать в индивидуальном консультировании педагогов.

This empirical study links emotional burnout with self-attitude. The contemporary pedagogical environment subjects school teachers to emotional burnout and professional deformation. On the one hand, the state and society have extremely high professional requirements for teachers, who strive to improve their psychological, pedagogical, didactic, methodological, and digital competencies. On the other hand, the social and financial insecurity forces school teachers to increase their workload at the expense of their physical and psycho-emotional recovery. The authors hypothesized that a particular self-attitude can trigger the burnout syndrome in teachers. They relied on the subject-activity approach to the emotional burnout syndrome to survey 237 secondary school teachers (169 women, 68 men; 32-40 y.o.). Their self-attitudes were identified by the personal differential method, W. Stephenson’s Self-Image Test, and V. V. Stolin and S. R. Panteleev’s Self-Attitude Test. The level of emotional burnout was measured using V. V. Boyko’s Diagnostics of Emotional Burnout. An expert assessment served as an additional method to identify the performance indicators. The empirical research revealed that the teachers with an adequately positive self-attitude demonstrated fewer symptoms of emotional burnout, which stayed at an initial stage. They managed to maintain high standards of working capacity and professional motivation, as well as effective vertical and horizontal social communication. The teachers with a less positive self-attitude experienced severe symptoms of burnout and professional deformation, which affected their professional activities. They were confrontational and complained about low motivation, poor performance, procrastination, etc. The data obtained may help to improve psychological support programs and psychological counseling in schools.

Авторы
Кудинов С.И. 1 , Седова И.В. 2 , Абушик А.С.2
Журнал
Издательство
Кемеровский государственный университет
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
687-695
Статус
Опубликовано
Том
25
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • 2 Тольяттинский государственный университет
Ключевые слова
educator; teacher; self-attitude; emotional burnout; symptoms; phases; characteristics; indicators; педагог; учитель; самоотношение; эмоциональное выгорание; симптомы; фазы; характеристики; показатели
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/105233/
Поделиться

Другие записи