В языковом образовании широкое распространение получают информационно-коммуникационные технологии. Одним из наиболее перспективных направлений в обучении иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному (РКИ), является применение мобильных устройств. Настоящее исследование преследовало цель -проанализировать публикации отечественных ученых по проблеме мобильного обучения РКИ за последние пять лет и выявить актуальные направления этих исследований с помощью статистического метода, в основе которого находился библиометрический анализ, а также теоретических методов анализа, синтеза и обобщения. Источниками информации послужили заголовки, ключевые слова и аннотации научных работ, представленные на платформе eLibrary.Ru. Посредством веб-сервиса Voyant Tools было составлено облако слов. Проведенный библиометрический анализ позволил выявить значительное увеличение количества публикаций по проблеме мобильного обучения РКИ, однако большая часть из них не отличается глубиной исследования и имеет поверхностный характер. Определено, что наиболее актуальным направлением в методике преподавания РКИ является использование мобильных приложений в учебном процессе. Доказано, что термин «мобильное обучение» не является устоявшимся и общеупотребительным понятием, в названиях статей используются синонимы. На сегодняшний день направление, связанное с мобильным обучением русскому языку как иностранному, остается открытым полем деятельности как в практическом, так и теоретическом аспектах.
In language education, information and communication technologies are widely used. One of the most promising areas in teaching foreign languages, including Russian as a foreign language (RFL), is the use of mobile devices. The present study aimed to analyze the publications by Russian scientists on the problem of mobile Learning of Russian as a foreign language over the past five years and to identify the current directions of these studies using a statistical method based on a bibliometric analysis, as well as theoretical methods of analysis, synthesis and generalization. The sources of information were the titles, keywords and abstracts of scientific papers presented on the eLibrary.Ru platform. A word cloud was compiled with the use of the Voyant Tools web service. The conducted bibliometric analysis revealed a significant increase in the number of publications on the problem of mobile learning of Russian as a foreign language, however, most of them do not show depth of research and are superficial. It has been determined that the most relevant direction in the methodology of teaching Russian as a foreign language is the use of mobile applications in the educational process. It is proved that the term “mobile learning” is not a well-established and commonly used concept, synonyms are used in the titles of the articles. To date, the direction associated with the mobile learning of Russian as a foreign language remains an open field of activity both in practical and theoretical aspects.