РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДО И В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Пандемия COVID-19 ускорила неизбежные процессы цифровизации образования, на практике показала «плюсы» и «минусы» использования цифровых образовательных технологий, заострила многие вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий в процесс обучения. В связи с этим многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних трех лет посвящены различным психологическим аспектам проблемы цифровизации образования, в том числе восприятию и субъективному отношению к цифровым технологиям участников образовательного процесса. Одним из актуальных направлений подобных исследований является анализ изменения отношения к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии по мере перехода к дистанционным формам обучения, который позволяет определить факторы, затрудняющие или способствующие оптимальной цифровизации учебного процесса. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований отношения студентов к цифровым образовательным технологиям, проведенных до и после начала пандемии. Цель - выявление и сравнение тенденций изменения отношения к использованию цифровых технологий в образовании студентов из разных стран и на разных этапах пандемии COVID-19. В результате установлено, что отношение студентов к использованию цифровых технологий в образовании до начала пандемии значительно отличалось в разных странах, что, скорее всего, связано с различным уровнем цифровизации высшего образования и технологического оснащения университетов в этот период. Показаны существенные изменения отношения к цифровым образовательным технологиям в самом начале пандемии и их относительная стабилизация в дальнейшем у российских студентов. Выявлено, что преимущества и недостатки цифровых образовательных технологий, перечисленные российскими студентами и студентами из других стран, в целом совпадают.

The COVID-19 pandemic has accelerated the inevitable processes of digitalization of education, in practice has shown the "pros" and "cons" of using digital educational technologies, and has sharpened many issues related to the introduction of digital technologies in the educational process. In this regard, numerous Russian and international studies of the last three years have been devoted to various psychological aspects of the problem of digitalization of education, including the perception and attitude towards digital technologies among participants in the educational process. One of the relevant areas of such research is the analysis of the change in attitudes towards digital educational technologies before and after the start of the pandemic as the transition to distance learning forms, which allows us to identify factors that hinder or contribute to the optimal digitalization of the educational process. The article provides a brief overview of Russian and international research on students' attitudes towards digital educational technologies, conducted before and after the start of the pandemic. The purpose of the review is to identify and compare trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education among university students from different countries and at different stages of the COVID-19 pandemic. As a result, it was found that the attitudes of students to the use of digital technologies in education before the start of the pandemic differed significantly in different countries, which is most likely due to the different level of digitalization of higher education and the technological equipment of universities during this period. Significant changes in attitudes towards digital educational technologies at the very beginning of the pandemic and their relative stabilization in the future among Russian students are shown. It was revealed that the advantages and disadvantages of digital educational technologies, listed by Russian students and students from other countries, generally coincide. The scientific novelty of the theoretical study lies in the fact that the results obtained are focused on identifying trends in changing attitudes towards the use of digital technologies in education during the pandemic and as university students from different countries, including Russia, move to distance learning. The obtained data can be used in the development of practical recommendations for psychologists and university teachers to improve the efficiency of digital technologies in the educational process.

Авторы
Издательство
Удмуртский государственный университет
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
184-192
Статус
Опубликовано
Том
33
Год
2023
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Ключевые слова
digital technologies; digitalization of education; attitude to digital educational technologies; COVID-19 pandemic; university students; цифровизация образования; цифровые технологии; отношение к цифровым образовательным технологиям; пандемия COVID-19; студенты
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/104277/
Поделиться

Другие записи

Юшина Т.И., Гутырчик Т.А., Бережанский П.В., Малахов А.Б., Гутырчик Н.А.
Микроциркуляция и гемореология. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2023. 111 с.
Антипенко П.А.
Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости общества и экономики. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Издательский Дом (типография). 2023. С. 11-18