Последняя треть XIX в. стала временем широкого распространения в европейском культурном ареале концептов, имеющих индийское происхождение. Среди таких концептов пристальное внимание широкой публики привлек концепт «кармы», предлагавший значимую этико-онтологическую альтернативу как материалистической философии, так и классическому теизму. Задачи статьи заключаются в том, чтобы раскрыть особенности интерпретации кармы в отечественной индологии и теософии конца XIX - начала XX в., а также выявить ключевые сходства и различия в использовании ими компаративной методологии. Основой исследования стали материалы буддолога Ф.И. Щербатского и одной из руководительниц теософского движения в России Е.Ф. Писаревой. Ф.И. Щербатской и Е.Ф. Писарева сходились на почве неовиталистских по происхождению концепций, использовавшихся для обоснования веры в существование духовной эволюции, зависящей от внутренних, а не от внешних факторов. Заимствуя научные концепты как одно из средств перевода концепта «карма» на язык европейской философии, индология и теософия использовали разные основания для доказательств (текстуальный анализ и личный опыт), а также различным образом пользовались компаративной методологией. Такое различие проистекало из их различного отношения к идее «вечной философии»: как индология в лице Ф.И. Щербатского - и в целом традиции межкультурной философии - стремилась к ее возможному будущему раскрытию, теософия же имела ее готовой в виде сочинений Е.П. Блаватской и использовала ее как средство критики европейской культуры.
The last third of the 19th century saw a widespread dissemination of Indian philosophical concepts in the European cultural area. The concept of “karma” offered a significant ethical and ontological alternative to both materialistic philosophy and classical theism and attracted special attention of the general public. The article aims to characterize the interpretation of karma in Russian indology and theosophy in the late 19th - early 20th centuries, and to reveal the key similarities and differences of its’ comparative methodology. The materials of the Russian buddhologist F.I. Shcherbatskoy and one of the leaders of the theosophical current in Russia E.F. Pisareva represent main cases of the research. F.I. Shcherbatskoy and E.F. Pisareva looked forward to the neovitalistic concepts for justification of belief in the existence of spiritual evolution depending on internal rather than external factors. Indology and theosophy used European scientific concepts for a cultural translation of Indian philosophical concepts, but applied different bases of evidence (textual analysis and personal experience) and comparative methodology. Indology sought, as it is seen in the case of F.I. Shcherbatskoy, to unfold the basics of “eternal philosophy” - just like the tradition of intercultural philosophy did - while theosophy believed it had already been revealed in the works of E.P. Blavatsky and applied it as tool of European cultural criticism.