Кинематограф Украины в постсоветский период: этапы развития, характер и особенности

Кинематограф как социально-культурный институт отражает культурно-идеологические тенденции в обществе и оказывает огромное влияние на формирование самосознания народа. История кино Украины насчитывает более 100 лет. В свое время советские картины производства киностудии имени А. Довженко и Одесской киностудии пользовались всесоюзной популярностью и нередко попадали в число лидеров советского кинопроката. Постсоветский кинематограф Украины представляет собой отдельный и особый этап в развитии украинского кино. Его рассмотрению и посвящена настоящая статья. Выявлена периодизация в его становлении и развитии. Показано, что процесс манипуляции сознанием украинского общества посредством художественной кинематографии начался практически сразу после распада СССР. При этом, учитывая, что определение направлений развития современного украинского кино невозможно без знания и учета опыта его советского наследия, предпринимается попытка краткого экскурса в историю дореволюционного и советского кино. Один из выводов статьи заключается в том, что внедрение и распространение националистической идеологии на постсоветской Украине активно шло в том числе и с помощью кинематографа, который одновременно формировал отчуждение и неприятие советского прошлого через его широкую дискредитацию. В качестве своего рода реперных точек, отразивших в себе феномен постсоветского украинского кино, приводится ряд фильмов, сопровождающийся анализом влияния их восприятия на массы.

Cinema as a socio-cultural institution reflects the cultural and ideological trends in society and has a huge impact on the formation of people’s self-awareness. The history of cinema in Ukraine has more than 100 years. At one time, Soviet films produced by the A. Dovzhenko Film Studio and the Odessa Film Studio enjoyed All-Union popularity and often fell into the ranks of the leaders of the Soviet film distribution. The post-Soviet cinema of Ukraine represents a separate and special stage in the development of Ukrainian cinema. And the article is concerned with its consideration. It reveals periodization in its formation and development. It also shows that the process of manipulating the consciousness of Ukrainian society through the art cinematography began almost immediately after the collapse of the USSR. At the same time, given that it is impossible to determine the directions of development of modern Ukrainian cinema without knowing and taking into account the experience of its Soviet heritage, an attempt is made to briefly digress into the history of pre-revolutionary and Soviet cinema. One of the conclusions of the article is that the introduction and spread of nationalist ideology in post-Soviet Ukraine was actively going on, including with the help of cinema, which at the same time formed alienation and rejection of the Soviet past through its widespread discrediting. A number of films are given as a kind of reference points that reflect the phenomenon of post-Soviet Ukrainian cinema, accompanied by an analysis of the impact of their perception on the masses.

Авторы
Издательство
Российский государственный гуманитарный университет
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
59-78
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
cinema; ukraine; Soviet Union; propaganda; agitation; soft power; кинематограф; украина; Советский Союз; пропаганда; агитация; мягкая сила
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/104237/
Поделиться

Другие записи

Виссарионова В.В., Олабодэ И.Р., Ватников Ю.А., Сачивкина Н.П.
XXV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовский государственный университет. 2023. С. 42-48