ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ИСКУССТВА ЭБРУ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Актуальность. Существенные изменения в понимании проблемы инвалидности, потребностей детей с особыми нуждами и их семей, произошедшие во всем мире за последние десятилетия, а также интеграционные процессы, повлиявшие на структуру контингента в образовательных организациях различного уровня привели к изменению подходов к программам помощи и сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим поиск, апробация и внедрение в практику работы учреждений системы образования и социальной защиты комплексных психолого-педагогических и реабилитационных технологий и методов, активизирующих развитие высших психических функций, стимулирующих познавательную и творческую активность, развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств детей указанных категорий приобретают особое значение. Разработка новых методов работы, которые направлены на подготовку таких детей к будущей, по возможности, самостоятельной жизни и деятельности, важны как для семьи такого ребенка, так и для государства в целом с точки зрения снижения экономической и социальной нагрузки. Цель. Обобщить опыт применения арт-технологии «Эбру-терапия», которая представляет собой использование уникальных возможностей искусства Эбру, в психолого-педагогической практике работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ и показать эффективность их использования в реабилитационно-коррекционной работе с детьми данных категорий. Методы. Свободное и направленное наблюдение, анкетирование, опрос педагогических работников, специалистов школьной психолого-педагогической службы, родителей и членов семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, анализ продуктивной деятельности детей, анализ литературных источников, метод экспертной оценки. Результаты. В статье авторами представлен опыт практической и экспериментальной работы по изучению воздействия искусства Эбру и арт-технологии «Эбру-терапия» на развитие психических функций и активизацию творческих способностей, развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В процессе исследования выявлены арт-терапевтические и арт-педагогические ресурсы данной технологии, а также описаны потенциальные возможности ее использования при работе с различными категориями клиентов. Авторы знакомят с качественными результатами апробации арт-технологии «Эбру-терапия» в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), акцентируя внимание на дополнительных (по отношению к другим арт-методам) возможностях искусства Эбру, обусловленных самим процессом создания художественных образов на воде. Выводы. Исследования подтвердили, что дети с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий и уровней проявления особенностей психофизического развития могут освоить приемы классического Эбру и успешно применять их в учебной и творческой деятельности, добиваясь достойных результатов. При этом педагог, применяющий данную технологию в профессиональной деятельности, должен обладать соответствующими компетенциями.

Relevance. Significant changes in understanding disability and special needs of children experiencing disability and their families have occurred around the world over the past decades. Together with integration processes that have affected the structure of the contingent in educational organizations at various levels, these changes have led to a change in approaches to assistance and support programmes for students with disabilities, including those with mental retardation (intellectual disabilities). In this regard, the search, approbation and introduction into practice of the system of education and social protection as well as of complex psychological, pedagogical and rehabilitation technologies and methods that activate the development of higher mental functions, stimulate cognitive and creative activity, develop emotional and volitional spheres and personal qualities of children of these categories are of particular importance. The development of new methods of work that are aimed at preparing such children for the future, if possible, independent life and activity, are important both for the family and for the state as a whole in terms of reducing the economic and social burden. Objective. The study aims to generalize the experience of using the Ebru-therapy art technology, which reveals the unique possibilities of Ebru art in psychological and pedagogical practice of working with children with disabilities. The focus is placed on the effectiveness of Ebru-therapy in rehabilitation and correction for children of this category. Methods included free and directed observation, questionnaires, interviews with teachers, specialists of the school psychological and pedagogical service, parents and other family members raising children with disabilities, analysis of the productive activity of children, analysis of literary sources, and peer review method. Results. The authors present the experience of practical and experimental work on the study of the impact of Ebru art and the technology of “Ebru-therapy” on the development of mental functions and the activation of the creative abilities of students with mental retardation (intellectual disabilities). In the course of the study, art-therapeutic and art-pedagogical resources of this technology were identified. The potential possibilities of its use when working with various categories of clients were described. The authors introduce the qualitative results of testing the Ebru-therapy technology in the process of psychological and pedagogical rehabilitation of children with mental retardation (intellectual disabilities), focusing on the additional (in relation to other art methods) possibilities of Ebru art, due to the very process of creating artistic images on the water. Conclusions. Studies have confirmed that children with disabilities of various nosologies and levels of manifestation as well as of different psychophysical developmental features can master the techniques of classical Ebru and successfully apply them in educational and creative activities, achieving decent results, which is confirmed by their victories in competitions where they participate on equal with normotypical children. Positive dynamics of cognitive, social, motor development in the process of applying the Ebru-therapy art technology was observed even in children with severe and multiple disorders, which indicates the effectiveness of using this art method to solve a wide range of psychological, pedagogical, rehabilitational, and correctional tasks.

Авторы
Бажанова Е.В. 1, 2 , Поташова И.И.3 , Поудел А.Т. 2
Издательство
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
201-211
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2023
Организации
  • 1 Колледж малого бизнеса № 4
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Ключевые слова
psychological and pedagogical rehabilitation; art technologies; Ebru art; inclusive society; children with disabilities; disabled children; school psychological service; social and cultural adaptation; психолого-педагогическая реабилитация; арт-технологии; искусство Эбру; инклюзивное общество; дети с ОВЗ; дети-инвалиды; школьная психологическая служба; социально-культурная адаптация
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Зохидов З.У., Чмутин Г.Е., Лившиц М.И., Щедеркина И.О., Левов А.В., Озеров С.С., Бердиева М.Г., Вергизова А.А., Цыганков А.Е., Зохидова Ш.У., Колчева М.А., Исобоев Б.А., Ндандья Ч.К.
Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2023. С. 624-638