ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ЭЙДЖИЗМА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. В современных условиях актуальным является качество подготовки студентов в системе высшего медицинского образования. Высокая распространенность геронтологических стереотипов среди студентов-медиков приводит к формированию у будущих врачей такого явления как эйджизм. Это вид дискриминации по возрасту. В связи с этим в образовательном процессе высшего медицинского образования необходимо компетентное отношение к проблеме эйджизма. Цель. Провести анализ действующей рабочей программы дисциплины «Биоэтика» на предмет формирования антиэйджистских компетенций у студентов медицинского университета. Материалы и методы. Изучено содержание рабочей программы дисциплины «Биоэтика», которая составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.01Лечебное дело и реализуется в образовательном процессе у студентов 2 курса лечебного факультета с учетом компетентностного подхода. На начальном этапе реализации программы был проведен опрос студентов по специально разработанной анкете, позволяющий определить предрасположенность студентов-медиков к эйджизму. Результаты. Было выявлено, что значительная доля студентов, будущих врачей, имеет эйджистские установки. Они наиболее выражены в отношении здоровья пожилых людей, связанного с возрастом, студенты считают, что часто у пожилых меняется поведение, страдает память и развивается деменция. Многие из опрошенных студентов считают, что пожилые люди с возрастом менее эффективны, у них значительно сужается круг интересов. Обсуждения. Эйджистские установки, которые выявляются у студентов-медиков, позволяют предположить, что у будущих врачей может сформироваться негативное отношение к пожилым людям, что окажет влияние на их профессиональную деятельность. Это требует расширить изучение вопросов, связанных с основными правилами биоэтики в работе с пожилыми людьми, начиная с младших курсов. С целью формирования компетентного подхода и повышения геронтологической компетентности студентов в образовательный процесс необходимо включать дополнительные вопросы, направленные на снижение негативных стереотипов и установок старости.Заключение. С целью формирования компетентного отношения к проблеме эйджизма предлагается разработать и внедрить в обучение студентов-медиков биопсихосоциальную модель профилактики эйджизма.

Introduction. In modern conditions, the quality of training of students in the system of higher medical education is relevant. The high prevalence of gerontological stereotypes among medical students leads to the formation of such a phenomenon as ageism among future doctors. This is a type of age discrimination. In this regard, a competent attitude to the problem of ageism is necessary in the educational process of higher medical education. Goal. To analyze the current work program of the discipline "Bioethics" for the formation of anti- ageist competencies among medical university students. Materials and methods. The content of the work program of the discipline "Bioethics" has been studied, which is compiled in accordance with the requirements of the federal state educational standard of higher education in the specialty 31.05.01 Medicine and is implemented in the educational process of 2nd year students of the Faculty of Medicine, taking into account the competence approach. At the initial stage of the program, a survey of students was conducted using a specially designed questionnaire to determine the predisposition of medical students to ageism. Results. It was revealed that a significant proportion of students, future doctors, have ageist attitudes. They are most pronounced in relation to the health of older people associated with age, often behavior changes in the elderly, memory suffers and dementia develops. Many of the students surveyed believe that older people are less effective with age, their range of interests is significantly narrowed. Discussions. The ageist attitudes that are revealed in medical students suggest that future doctors may form a negative attitude towards the elderly, which will affect their professional activities. This requires expanding the study of issues related to the basic rules of bioethics in working with older people, starting with junior courses. In order to form a competent approach and increase the gerontological competence of students, it is necessary to include additional issues in the educational process aimed at reducing negative stereotypes and attitudes of old age. Conclusion. In order to form a competent attitude to the problem of ageism, it is proposed to develop and implement a biopsychosocial model of prevention of ageism in the training of medical students.

Авторы
Старцева О.Н.1, 2 , Мокичева Н.А.1, 2 , Прощаев К.И.3 , Ильницкий А.Н.3, 4 , Аль мажмай Н.М. 4, 5
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "БелМедИнвест"
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
427-436
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»
  • 2 АНО НИМЦ «Геронтология»
  • 3 Академия постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
  • 4 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • 5 РУДН
Ключевые слова
ageism; medical university students; competent approach; elderly people; эйджизм; студенты медицинского университета; компетентный подход; пожилые люди
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/104014/
Поделиться

Другие записи