ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ КИТАЯ И РОССИИ: ПУТИ СНИЖЕНИЯ БАРЬЕРОВ

В последние годы, под влиянием ряда причин геополитического характера, в том числе санкционного давления на Россию и другие страны со стороны недружественных государств, экономические связи между КНР и РФ стремительно развиваются. Наблюдается значительный рост трансграничных товарных потоков. К новым масштабам экспортно-импортных операций нередко оказывается не готовой инфраструктура. Число и пропускная способность железнодорожных, автомобильных, иных пропускных пунктов оказались неадекватными возросшей нагрузке. В очередях на границе участники операций зачастую проводят несколько суток. В ряде приграничных регионов остро не хватает транспортно-логистических мощностей, контейнеров, вагонов, судов, и проч. Есть трудности со страхованием и перестрахованием грузов. Технологии обработки документов и грузов, в том числе цифровые, развиты в приграничных регионах КНР и РФ неодинаково. Механизмы электронной очереди, «единого окна» пока далеки от совершенства - в разной степени, с двух сторон границы. Зачастую они слабо интегрированы между собой. Многочисленные нарекания участников трансграничных операций вызывают графики работы служб, их продуктивность, длительность обработки бумажных документов, их дублирование, избыточность бюрократических процедур. Автор статьи предприняла попытку разграничить экзогенные и эндогенные причины таких явлений, сделав акцент на возможностях приграничных регионов содействовать снижению административных, технологических, иных барьеров. Эмпирический анализ проведен в двух автономных районах КНР - АР Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский автономный район, и одной провинции КНР. Проанализирована работа пропускных пунктов на границе Амурской области и провинции Хэйлунцзян. На этой основе автор статьи разработала и обосновала нормативную модель развития трансграничных торгово-экономических отношений приграничных регионов, нацеленную на снижение ограничений, барьеров экспортно-импортных операций в приграничных регионах.

In recent years, under the influence of a number of geopolitical reasons, including sanctions pressure on Russia and other countries by unfriendly states, economic ties between China and the Russian Federation are rapidly developing. There is a significant increase in cross-border commodity flows. The infrastructure is often not ready for the new scale of export-import operations. The number and throughput capacity of railway, road, and other checkpoints turned out to be inadequate to the increased workload. Participants in operations often spend several days in queues at the border. In a number of border regions, there is an acute shortage of transport and logistics capacities, containers, wagons, ships, and so on. There are difficulties with insurance and reinsurance of goods. Document and cargo processing technologies, including digital ones, are developed differently in the border regions of the PRC and the Russian Federation. The mechanisms of the electronic queue, the «single window» are still far from perfect - but to a different extent, on each side of the border. Often they are poorly integrated with each other. Numerous complaints from the participants in cross-border operations are caused by the work schedules of services, their productivity, the duration of processing paper documents, the redundancy of bureaucratic procedures, and the duplication of documents. The author of the article made an attempt to distinguish between exogenous and endogenous causes of such phenomena, focusing on the possibilities of border regions to help reduce administrative, technological, and other barriers. An empirical analysis was carried out in two autonomous regions of the PRC - the Autonomous Republic of Inner Mongolia and the Xinjiang Uygur Autonomous Region. The work of checkpoints on the border of the Amur region of the Russian Federation and Heilongjiang province of China is analyzed. On this basis, the author of the article developed and substantiated a normative model for the development of cross-border trade and economic relations in border regions, aimed at reducing restrictions and barriers to export-import operations in border regions.

Авторы
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
border regions; export-import operations; barriers; modeling; приграничные регионы; экспортно-импортные операции; барьеры; моделирование
Цитировать
Поделиться

Другие записи