Позитивная Я-концепция подростков, воспитывающихся в приемных семьях: условия формирования

Введение. Актуальность исследования формирования Я-концепции подростков из приемных семей обусловлена необходимостью оказания адресной помощи и поддержки приемным детям, испытывающим большие трудности в становлении позитивной Я-концепции как основы их социальной адаптации и гармоничного личностного развития. В современной психолого-педагогической науке и практике недостаточно разработаны содержательно-методические аспекты формирования положительной Я-концепции подростков, воспитывающихся в приемных семьях. Целью исследования является экспериментальное обоснование условий формирования позитивной Я-концепции у приемных подростков. Материалы и методы. В рамках психолого-педагогического эксперимента в последовательном варианте реализован комплекс разработанных психолого-педагогических мероприятий, направленный на формирование позитивной Я-концепции подростков из приемных семей. В исследовании использовались методики для оценки компонентов Я-концепции приемных подростков: диагностика межличностных отношений (Т. Лири), шкала для исследования Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис в модификации А.М. Прихожан), измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан. В исследовании приняли участие 32 подростка и 24 родителя из приемных семей. Результаты исследования. В результате реализации разработанных психолого-педагогических условий по формированию позитивной Я-концепции выявлены статистически значимые положительные изменения по показателям компонентов Я-концепции (когнитивный, эмоциональный, оценочный и поведенческий) у подростков, воспитывающихся в приемных семьях. Приемные подростки стали демонстрировать доминирование стремления к гармонизации отношений с окружающими и установлению сотруднических отношений, снижение конформных установок и проявление уверенности в себе («Дружелюбный», р≤0,05; «Альтруистичный», р≤0,05 и «Авторитарный», р≤0,05); ставить более реалистичные цели (по большинству шкал расхождение между уровнями самооценки и притязаний от 20 до 22 баллов), иметь оптимистическое представление о своих возможностях (оптимальный высокий уровень: от 80 до 88 баллов); более реалистичное отношение к жизненным ситуациям (71,9%), ощущение удовлетворенностью жизни (37,5%) и эмоционального благополучия (50%), а также благоприятного положения в семье (сдвиг по среднему уровню удовлетворенности с 37,5% до 62,5% и по высокому уровню - с 21,9% до 31,3%). Заключение. В современных условиях в приемных семьях особую значимость представляют условия для успешного развития самосознания, самопознания и принятия подростка самого себя. Формирование позитивной Я-концепции является комплексным и длительным процессом. Положительные результаты исследования могут составлять основу психологического сопровождения замещающих семей.

Introduction. The relevance of the study of formation of self-concept of adolescents from foster families is due to the need to provide targeted assistance and support to foster children who have great difficulties in the formation of a positive self-concept as the basis for their social adaptation and harmonious personal development. In modern psycho-pedagogical science and practice the content-methodological aspects of formation of positive self-concept of adolescents brought up in foster families are insufficiently developed. The aim of the study was to substantiate through the experiment the context and conditions fostering the buildup of a positive self-perspective concept in foster teenagers. Materials and methods. As part of the psychological and pedagogical experiment, there was developed a number of psychological and pedagogical practices structured in a consistent version, aimed at the fostering an affirmative self-perspective concept of teenagers brought up in the foster families. The study applied methods for assessing the elements of the self-concept specific to adopted adolescents: diagnostics of interpersonal relations (T. Leary), the scale "I-concepts" (E. Pierce, D. Harris), diagnostics of self-esteem according to the method of Dembo-Rubinstein revised by A.M. Prikhozhan. 32 adolescents and 24 parents representing foster families partook in the study. Research results. As a result of the implementation of the developed psychological and pedagogical conditions for the formation of a positive self-concept, there were identified statistically significant self-concepts (cognitive, emotional, evaluative and behavioral) in adolescents brought up in foster families. Adopted adolescents began to demonstrate predominant desire to harmonize relations with others and establish collaborative relationships, reduce conformal attitudes and show self-confidence (“Friendly”, p≤0.05; “Altruistic”, p≤0.05 and “Authoritarian”, p≤0.05); they set more realistic goals (in most charts, the difference between the levels of self-esteem and demands is within the range between 20 to 22 points), have an optimistic vision of their capabilities (optimal high level: from 80 to 88 points); a more realistic attitude to life situations (71.9%), a sense of satisfaction with life (37.5%) and emotional well-being (50%), as well as a favorable position in the family (a shift in the average level of satisfaction from 37.5% to 62, 5% and at a high level - from 21.9% to 31.3%). Conclusion. In the present-day context the conditions for the successful development of self-awareness, self-actualization and acknowledging by a teenager of him- or herself are of particular importance in foster families. The formation of a positive self-concept is a complex and lengthy process. Positive results of the study can form the basis of psychological guidance and counseling for foster families.

Авторы
Дроздикова-Зарипова А.Р.1 , Латыпов Н.Р.1 , Соколова Н.Л. 2 , Хусаинова Р.Р.3
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
506-520
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • 3 Альметьевский государственный нефтяной институт
Ключевые слова
foster families; teenagers; positive self-perspective concept; environment for the development of a self-perspective concept; counseling; приемная семья; подростки; позитивная Я-концепция; условия формирования Я-концепции; сопровождение
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/103295/
Поделиться

Другие записи