Русский язык в современном социокультурном, образовательном и политическом пространстве Республики Таджикистан

Актуальность. Статья посвящена функционированию русского языка в Республике Таджикистан в трёх аспектах: социокультурном, образовательном и политическом.Цель. Описание современного состояния изучения русского языка с социокультурной, политической и образовательной точек зрения и особенностей его функционирования как средства межнационального общения в Республике Таджикистан.Методы исследования. При написании работы использовались следующие методы: аналитико-описательный, включающий обзор и анализ научной и методической литературы по теме исследования, анкетирование, обобщение опыта преподавания русского языка.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые рассматриваются социокультурные, образовательные и политические аспекты функционирования русского языка в современном Таджикистане.Результаты исследования. В данном исследовании уточнена важность русского языка не только как важнейшей образовательной единицы, но и как определяющего фактора для успешной социальной адаптации. Указано на необходимость развития русских школ на территории Республики Таджикистан. Дано описание распространения русского языка и культуры в Республике Таджикистан. Обосновано, что неродной язык, в частности, русский язык - это один из главных факторов социально-экономического и общекультурного прогресса общества. Анализировано текущее положение русского языка в системе среднего и высшего образования Республики Таджикистан.Выводы. В Республике Таджикистан всё более возрастает необходимость изучения русского языка как средства межнационального общения и межкультурного взаимодействия между Таджикистаном и Россией, а также его изучения в национальных школах и высших учебных заведениях страны. Автором отмечена высокая значимость педагога и его методов работы в национальной школе на фоне отсутствия языковой среды в Республике Таджикистан. Безусловно, одним из аспектов изучения русского языка в Республике Таджикистан является миграция населения в Российскую Федерацию, которая в последнее время динамично распространяется среди таджикистанцев.1

Relevance. The article is devoted to the functioning of the Russian language in the Republic of Tajikistan in three aspects: socio-cultural, educational and political.Aim. Description of the current state of the study of the Russian language, from the socio-cultural, political and educational points of view and the features of its functioning as a means of interethnic communication in the Republic of Tajikistan.Methodology. When writing the work, the following methods were used: analytical and descriptive, including a review and analysis of scientific and methodological literature on the research topic, questioning, summarizing the experience of teaching the Russian language.Scientific novelty / or theoretical and/or practical significance. The novelty of the research is that it is the first attempt of studying the socio-cultural, educational and political aspects of the Russian language functioning in modern Tajikistan.Results. This study clarifies the importance of the Russian language not only as the most important educational unit, but also as a determining factor for successful social adaptation. The need for the development of Russian schools on the territory of the Republic of Tajikistan was indicated. The description of the spread of the Russian language and culture in Tajikistan is given. It is substantiated that a non-native language, in particular, the Russian language, is one of the main factors in the socio-economic and general cultural progress of the society. The current position of the Russian language in the system of secondary and higher education in Tajikistan is analyzed.Conclusions. In Tajikistan, there is an ever increasing need to study the Russian language as a means of interethnic communication and intercultural interaction between Tajikistan and Russia, as well as its study in national schools and higher educational institutions of the country. The author notes the high importance of the teacher and his methods of work in the national school against the back-ground of the lack of language environment in the Republic of Tajikistan. One of the aspects of studying the Russian language in the Republic of Tajikistan is definitely the migration of the population to the Russian Federation, which has recently been dynamically developing among Tajiks.

Авторы
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
50-62
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian language; tajik school; post-Soviet space; republic of Tajikistan; Russian Federation; русский язык; таджикская школа; постсоветское пространство; республика Таджикистан; российская Федерация
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Осешнюк Р.А., Никифорова А.Г., Бородулева А.Ю., Соболев П.Д., Лесничук С.А., Гаряев Б.Б., Абрамова А.А., Мозговая В.Г., Филон О.В., Зинковская А.В., Долгорукова А.Н., Ханонина Е.К., Игнатьев В.Г., Самсонов М.Ю.
Фармация и фармакология. Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Том 11. 2023. С. 62-71