Проблемы когнитивного дисбаланса в новостных сообщениях сетевых СМИ

Рассмотрена проблема языковой репрезентации событий, которая состоит в несоответствии значения и содержания заголовка и основного текста публикации, вследствие которого и возникают метаморфозы сетевого медиаобраза. Исследование посвящено феномену функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и текста, которая искажает медиаобразы событий, формирующих информационную повестку популярных новостных лент и сетевых СМИ в Интернете. Проанализирован ряд публикаций из различных популярных сетевых СМИ, отобранных по рейтинговым показателям. Основное внимание уделено новостным публикациям, в которых смыслы, заложенные в заголовке, противоречат смысловому содержанию основного текста. В результате комплексного контент-анализа многочисленных примеров выделяются и описываются существенные смысловые различия между заголовками и полными текстами СМИ, определяются основные лингвистические причины данных противоречий и семантических сдвигов, ведущих к функциональным потерям. Выявлены и обозначены языковые проблемы восприятия и воздействия подобных медиаобразов на массовую аудиторию. Особое внимание уделено тому факту, что подобные изменения могут привести к серьёзным нарушениям информационной картины дня и исказить её. Предложены способы определения степени неконгруэнтности. Опираясь на выявление функционально-семантической неконгруэнтности заголовка и основного текста новостного сообщения, предложены принципы определения уровня кликбейтности, коэффициент токсичности. На основе изучения новостных сообщений в сетевых СМИ установлено, что подобная функционально-семантическая неконгруэнтность языковой репрезентации событий оказывает существенное влияние на состояние лингвистической и информационной безопасности всего интернет-пространства и его пользователей. Результаты исследования могут быть использованы учёными в области массовой коммуникации, массмедиа, журналистики, а также практическими специалистами в сфере креативных индустрий, к которым относится медиапроизводство.

We consider the problem of linguistic representation of events, which consists in the discrepancy between the meaning and content of the title and the main text of publication, as a result of which metamorphoses of network media image arise. The study is devoted to the phenomenon of functional-semantic incongruence of the title and text, which distorts the media images of events that form the information agenda of popular news feeds and online media on the Internet. A number of publications from various popular online media, selected by rating indicators, are analyzed. The main attention is paid to news publications in which the meanings of the title contradict the semantic content of the main text. As a result of a comprehensive content analysis of numerous examples, significant semantic differences between headlines and full texts of the media are identified and described, the main linguistic causes of these contradictions and semantic shifts leading to functional losses are determined. The linguistic problems of perception and the impact of such media images on the mass audience are identified and emphasised. Particular attention is paid to the fact that such changes can lead to serious violations of the information picture of the day and distort it. Methods for determining the degree of incongruence are proposed. Based on the identification of the functional-semantic incongruence of the title and the main text of the news message, the principles for determining the level of clickbaitness, the toxicity coefficient are proposed. Based on the study of news reports in the online media, it is established that such a functional-semantic incongruence of the linguistic representation of events has a significant impact on the state of the linguistic and information security of the entire Internet space and its users. The results of the study can be used by scientists in the field of mass communication, mass media, journalism, as well as practitioners in the field of creative industries, which include media production.

Издательство
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
365-377
Статус
Опубликовано
Том
9
Год
2023
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Ключевые слова
functional-semantic incongruence; media image; news message; cognitive warfare; semantic differential; функционально-семантическая неконгруэнтность; медиаобраз; новостное сообщение; когнитивная война; семантический дифференциал
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/101862/
Поделиться

Другие записи