Репрезентация невербального поведения героев в текстах ранних рассказов А. П. Чехова

Введение. В своих литературных произведениях А. П. Чехов часто обращает внимание читателей на формы поведения героев. В художественном тексте единицы невербального поведения, применимые к персонажам, приобретают особое значение. Цель данной статьи - выявление и анализ языковых единиц, с помощью которых А. П. Чехов в рассказах раннего творческого периода описывает невербальное поведение героев. Материалы и методы. В качестве объекта исследования были взяты рассказы раннего периода творчества А. П. Чехова - «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» и «Устрицы». В ходе выполнения работы применялись метод текстуального анализа и описательный метод. Результаты исследования, обсуждения. В настоящей работе из названных ранних рассказов А. П. Чехова был выбран и проанализирован ряд примеров языковых единиц, с помощью которых автор описывает невербальное поведение героев и, как следствие, достигает более успешного раскрытия своего творческого замысла. Для этого писатель использовал самые разнообразные языковые средства: отдельные слова (глаголы, существительные, прилагательные) или словосочетания, а также устойчивые сочетания или целые предложения (а в рассказе «Устрицы» небольшой фрагмент текста). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей исследовательской деятельности, а также в школьных и вузовских курсах преподавания литературы на факультативном уровне. Заключение . С помощью языковых единиц автор описывает жесты персонажей во время диалога или каких-либо событий, их мимику, положение тела и тому подобное. Именно благодаря таким описаниям он достигает высокого уровня художественности текста, дает характеристику персонажей с психологической точки зрения. Объектом анализа послужили только четыре рассказа А. П. Чехова, но нет сомнения в том, что во многих других его произведениях достаточно много внимания уделяется описаниям невербального поведения персонажей, что позволяет нам продолжить дальнейшее изучение творчества писателя в этом направлении.

Introduction. In his literary works, A. P. Chekhov often draws readers’ attention to the forms of behavior of the characters. In a literary text, units of non-verbal behavior applicable to characters acquire special significance. The purpose of this article is to identify and analyze the language units with which A. P. Chekhov describes the non-verbal behavior of the characters in the stories of the early creative period. Materials and methods. As an object of study, the stories of the early period of A. P. Chekhov’s creativity - “Thick and thin”, “The Chameleon”, “Sergeant Prishibeyev” and “Oysters” were taken. In the course of the work, the method of textual analysis and the descriptive method were used. Research results, discussions. In this work, a number of examples of linguistic units from the named early stories by A. P. Chekhov were selected and analyzed, with the help of which the author describes the non-verbal behavior of the characters and, as a result, achieves a more successful disclosure of his creative intention. To do this, the writer used a wide variety of linguistic means: individual words (verbs, nouns, adjectives) or phrases, as well as stable combinations or whole sentences (and in the story “Oysters” a small fragment of the text). The practical significance of this study lies in the fact that the results of the study can be used in further research activities, as well as in school and university courses for teaching literature at an optional level. Conclusion . With the help of language units, the author describes the gestures of characters during a dialogue or any events, their facial expressions, body position, etc. It is thanks to such descriptions that he achieves a high level of artistry of the text, characterizes the characters from a psychological point of view. Only four stories by A. P. Chekhov served as the object of analysis, but there is no doubt that in many of his other works a lot of attention is paid to descriptions of non-verbal behavior of characters, which allows us to continue further study of the writer’s work in this direction.

Авторы
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
102-109
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
nonverbal behavior; facial expressions; gestures; body movement; language units; feelings; emotions; невербальное поведение; мимика; жесты; телодвижение; языковые единицы; чувства; эмоции
Цитировать
Поделиться

Другие записи