Диссертация посвящена исследованию культурно-интеллектуальных проявлений личности в связи с распознаванием лицевой экспрессии базовых эмоций разных этнофоров студентами из России и стран Азии. Культурный интеллект в работе описывается как психологическое явление, включающее в себя содержательные компоненты, составляющие и функции. Обосновано и эмпирически подтверждено существование связи между культурным интеллектом, его компонентами и распознаванием базовых эмоций по лицевой экспрессии. Это заключается в том, что испытуемые с высоко выраженным мотивационным компонентом культурного интеллекта более успешны в распознавании лицевой экспрессии в общем, а испытуемые с высоко выраженным метакогнитивным компонентом культурного интеллекта более успешны в распознавании лицевой экспрессии у представителей азиатского происхождения. Показано, что у испытуемых из стран Азии более выраженный когнитивный компонент культурного интеллекта, что характеризует их как более осведомлённых о ценностях и нормах других культурных групп и слоёв. Испытуемые из России показали большую результативность в распознавании лицевой экспрессии базовых эмоций у представителей европейского и африканского происхождения, что указывает на их большую открытость инокультурному опыту. На основе полученных результатов разработана и апробирована программа по психологическому развитию культурного интеллекта и его компонентов с целью повышения успешности межкультурного взаимодействия через правильную интерпретацию лицевой экспрессии других этнофоров. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по общей, социальной, педагогической, этнопсихологии и психологии личности.