Международно-правовые проблемы демилитаризации космического пространства

Актуальность темы исследования. Международно-правовой режим демилитаризации космического пространства, Луны и других небесных тел установлен статьей IV Договора по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. . В соответствии с этой статьей «государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения , не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом». Данная статья также определяет, что «Луна и другие небесные тела используются государствами исключительно в мирных целях». Из этого следует, что данный правовой режим не запрещает размещать в космическом пространстве объекты, содержащие средства, неотносящиеся к оружию массового уничтожения, то есть обычные средства вооружения. Таким образом, можно констатировать, что в космическом пространстве действует режим частичной демилитаризации. Как следствие, возникает необходимость принятия дополнительных мер международно-правового характера по однозначному запрету вывода в космическое пространство обычных средств вооружения. В правотворческой деятельности государств по полной демилитаризации космического пространства особого внимания заслуживает инициатива Российской Федерации и Китайской Народной Республики по созданию универсального договора, запрещающего выведение оружия в космическое пространство. Первоначальная версия проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов была разработана в 2008 г. и включена в повестку Конференции по разоружению на ряду с другими проблемами международной безопасности. В результате рассмотрения данного проекта государства высказали свои замечания и предложения. В 2014 году Россия и Китай представили на Конференции по разоружению обновленный проект Договора с аналогичным названием , в который были включены новые положения. Однако и в этом случае, создатели проекта столкнулись с новыми замечаниями и предложениями государств, к которым прежде всего следует отнести отсутствие в проекте норм, устанавливающих порядок проведения инспекций в отношении добросовестного исполнения этого Договора, а также положений, определяющих пространство, в котором должны действовать международно-правовые нормы данного Договора. Разработка и принятие в дальнейшем проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г. имеет значение для всего международного сообщества, поскольку по своему смыслу отвечает концепции «disarmament that saves lives» («разоружение, спасающее жизни») и является одним из способов устранить пробел в международном космическом праве относительно режима демилитаризации космического пространства. Вышеперечисленные проблемы указывают на необходимость проведения исследования в целях научного обоснования и внедрения новых международно-правовых механизмов для решения задачи полной демилитаризации космического пространства, как одного из необходимых условий устойчивого развития космической деятельности. Степень научной разработанности темы. В данной работе использовались научные разработки диссертационных исследований, защищенных по специальности 12.00.10 «Международное право. Европейское право», которые затрагивали отдельные правовые проблемы и перспективы предотвращения размещения оружия в космосе. В диссертации Г.П. Жукова на соискание степени доктора юридических наук «Международно-правовые проблемы освоения космоса» 1966 г. была проанализирована проблема демилитаризации и нейтрализации космоса. В диссертации М.Н. Лысенко на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Правовые проблемы и перспективы запрещения оружия в космосе» 2006 г. была предложена программа международно-правовых мер по продвижению проекта универсального договора в данной области. Существенный вклад в разработку идеи ограничения военной деятельности в космическом пространстве и вопросы его полной демилитаризации внесли: А.Х. Абашидзе , А. Арбатов , В.А. Батырь , Э.Г. Василевская , В.С. Верещетин , В. Дворкин , Г.П. Жуков , Г.П. Задорожный , Е.П. Каменецкая, Ф.Н. Ковалев , В. Козин , Ю.М. Колосов , М.Н. Копылов , Е.О. Коровин , И.И. Котляров , С.П. Малков , Г.А. Осницкая , А.С. Пирадов , А.А. Рубанов , А.М. Солнцев , С.Г. Сташевский , А.И. Травников , И.И. Чепров , А.В. Яковенко и др. Поскольку в настоящей работе проблема полной демилитаризации рассматривается через призму межотраслевого взаимодействия, то соискателем были изучены работы ученых по праву международной безопасности и разоружения: А.И. Абдуллина , И.П. Блищенко , М.В. Ильяшевич , Ю.Н. Малеева Г.И. Тункина , Г.В. Шармазанашвили и др. Соискатель опирается на диссертационные исследования, посвященные международному космическому и воздушному праву, в которых были затронуты отдельные правовые аспекты, относящиеся к настоящей работе. К примеру, в диссертациях на соискание ученых степеней кандидатов юридических наук, О.А. Волынской , Е.О. Ганенкова , И.А. Черных , А.В. Яковенко были подчеркнуты общие тенденции и проблемы применения на практике основных договоров по космосу, в частности вопрос делимитации воздушного и космического пространств. В диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук У.Т. Дидманидзе были взяты за основу установки принципа неприменения силы или угрозы силой. Среди работ зарубежных авторов по теме работы следует выделить труды таких ученых-международников как: Дж. Вэст С. Горова , П. Дуная , Дж. Мольтза , П.К. Мэнона , М. Расселла , С. Хобэ , А. Чайса , Б. Ченга и др. Выводы, сформулированные вышеуказанными авторами, определили основные направления современных научных исследований в области становления режима демилитаризации космического пространства. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем и комплексном изучении концептуальных и международно-правовых основ, а также текущего международного нормотворчества по уточнению и укреплению международно-правового режима демилитаризации космического пространства. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи: 1) проанализировать международно-правовые нормы, которые содержатся в основных договорах по космосу и закрепляют действующие режимы демилитаризации космического пространства, а также Луны и других небесных тел, с учетом существующей практики государств по делимитации и определению космического пространства; 2) изучить концептуальные основы и научные подходы относительно проблемы демилитаризации космического пространства в позитивном международном космическом праве, 3) сопоставить национальное законодательство ведущих космических государств с международно-правовыми нормами в сфере военного использования космического пространства; 4) проанализировать рабочие документы международных переговорных и иных механизмов, в повестку дня которых включены вопросы, относящиеся к установлению международно-правового режима демилитаризации космического пространства, такие как, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве и создание мер доверия в космической деятельности (например, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, Генеральной Ассамблеи ООН; Конференции по разоружению), в том числе обратиться к разработкам научных центров и университетов; 5) определить природу международных инициатив государств о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве; 6) сравнить положения двух российско-китайских проектов Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2008 и 2014 гг., и провести оценку готовности государств к дальнейшему продвижению данного проекта; 7) предложить пути преодоления проблем демилитаризации космоса, путем поэтапного закрепления режима полной демилитаризации космического пространства в условиях современных геополитических противостояний космических государств (Великобритания, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция). Объектом исследования является совокупность международных отношений, возникающих в связи с деятельностью государств и международных межправительственных организаций (например, Генеральной Ассамблеи ООН, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, Конференции по разоружению), направленных на создание полностью демилитаризированного режима космического пространства. Предметом исследования являются нормы международных договоров в области международного космического права и иных отраслей международного публичного права, которые относятся к теме исследования; доктрина отечественных и иностранных ученых в вопросе мирного и безопасного использования космического пространства; акты и рабочие документы международных межправительственных организаций в сфере предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и создания мер доверия (например, Генеральной Ассамблеи ООН, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, Конференции по разоружению); национальное законодательство государств и их политические односторонние инициативы о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве; разработки научных центров и университетов . Методологическая основа диссертационного исследования представлена общенаучными, частнонаучными и специально-юридическими методами научного познания. В процессе работы над диссертацией соискателем применялся общенаучный методологический подход, который позволил выявить проблемные вопросы существующего режима демилитаризации космического пространства в позитивном международном космическом праве, в том числе определить основные понятия, выделить концептуальные аспекты темы исследования и предложить пути усовершенствования существующих международно-правовых механизмов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. К примеру, метод научного анализа применялся в первой главе для изучения международно-правовых норм, которые содержатся в основных договорах по космосу и закрепляют действующие режимы демилитаризации космического пространства, Луны и других небесных тел. Наличие в доктрине международного космического права диаметрально-противоположных позиций относительно концепции использования космического пространства в мирных целях указывало на необходимость применения диалектического метода. Также в первой главе для упорядочивания существующей практики государств по делимитации и определению космического пространства на основании рабочих документов Юридического подкомитета Комитета ООН по мирному использованию космического пространства применялся частнонаучный системный метод. Также данный метод был необходим для изучения рабочих документов международных переговорных и иных механизмов, в повестку дня которых включены вопросы, относящиеся к установлению международно-правового режима демилитаризации космического пространства, такие как, предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве и создание мер доверия. С помощью системно-структурного подхода удалось выделить вышеуказанные принципы и нормы в новый институт международного космического права – «Институт права демилитаризации космического пространства». Для достижения задач исследования также были использованы специально-правовые методы такие, как историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Историко-правовой метод позволил концептуально подойти к осмыслению эволюции и выявлению исторических предпосылок создания режима частичной демилитаризации космического пространства, путем изучения международно-правовых и политических инициатив государств, двусторонних соглашений в сфере ограничения военного использования космического пространств. Далее благодаря сравнительно-правовому методу были выявлены основные различия: между режимами частичной демилитаризации космического пространства и режимами полной демилитаризации Луны и других небесных тел, Антарктики, Шпицбергена; норм в сфере военного использования космического пространства национальных законодательств ведущих космических государств , только в той степени, в какой они имеют значение для цели исследования в рамках международно-правовой проблематики; положений двух российско-китайских проектов Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2008 и 2014 гг., включая рабочие документы Конференции по разоружению, которые касаются обсуждения данных проектов. С применением в третьей главе формально-юридического метода удалось обозначить пути преодоления международно-правовых проблем демилитаризации космического пространства. В частности, соискателем было предложено решать проблему полной демилитаризации космического пространства государствам многовекторно, а также учитывать современные геополитические реалии, когда подписание проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г. является затруднительным. Формально-юридический метод применялся также для определения природы и толкования международных инициатив государств о неразмещении первыми оружия в космическом пространстве; выработки понятия «обычных средств вооружения»; определения пространства, в котором должны действовать международно-правовые нормы, запрещающие размещение в нем обычных средств вооружения. Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили: - международные договоры (Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.; Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.;) - акты Организации Объединенных Наций, касающиеся режима демилитаризации космического пространства (Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1963 г.; ежегодные Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве» и «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» . - рабочие документы Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях («Вопросы об определении и делимитации космического пространства») и Конференции по разоружению (проекты Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2008 и 2014 гг.); - национальное законодательство государств в области действующего правового режима демилитаризации космического пространства. Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды ведущих отечественных ученых-правоведов: А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллина, И.П. Блищенко, Г.П. Жукова, В.С. Верещетина, Г.В. Игнатенко, Ю.М. Колосова, Е.О. Коровина, М.Н. Копылова, И.И. Котлярова, В.И. Кузнецова, Ю.Н Малеева, С.П. Малкова, А.А. Рубанова, А.М. Солнцева, А.В. Яковенко и др. Работы зарубежных юристов-международников: П. Дуная, Б. Ченга, С. Горова, Дж. Мольтза, П.К. Мэнона, М. Расселла, С. Хобэ, А. Чайса. Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении пробелов в позитивном международном космическом праве, выражающихся в отсутствии норм, которые устанавливают требования о ликвидации и запрещении размещения в будущем обычных средств вооружения в космическом пространстве по аналогии с международно-правовыми режимами Луны и других небесных тел, Антарктики и Шпицбергена. Научной новизной также следует считать вывод о том, что проблему полной демилитаризации космического пространства государствам необходимо решать на концептуальном и международно-правовом уровнях в рамках многостороннего формата, основываясь на межотраслевом взаимодействии в области предотвращения гонки вооружении, разоружения и укрепления мер доверия. К научной новизне также можно отнести выделение нового элемента в системе отрасли международного космического права – «Институт права демилитаризации космического пространства» – под которым предлагается понимать совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу неразмещения оружия в космическом пространстве. Это позволит обеспечить обособленность положений данного института от других институтов международного космического права, что будет способствовать совершенствованию нормотворческого процесса в рассматриваемой области. Элементы научной новизны содержатся также в положениях, выносимых на защиту. Положения, выносимые на защиту: 1. Обосновывается необходимость внесения изменений в статью IV Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. в контексте пересмотра ряда действующих международных договоров, регулирующих отношения по исследованию и использованию космического пространства, в силу их несоответствия существующей практике. Предлагается установить режим полной демилитаризации космического пространства по аналогии с правовым режимом полной демилитаризации Луны и других небесных тел (указанная редакция статьи IV – в Приложении 1) и использовать космическое пространство исключительно в мирных целях. 2. Выявлено, что все ранее перечисленные направления международно-правовой работы, имеющие цель установить полностью демилитаризированный режим космического пространства, взаимодополняющие друг друга, должны базироваться на мерах доверия и открытости. Предлагается посредствам международно-правовых норм определить порядок осуществления контроля за соблюдением договоров о демилитаризации космоса путем проведения предпусковых инспекций на Земле до запуска в космическое пространство по запросу без права отказа. Данный механизм представляется наиболее приемлемым способом проверки космического объекта на наличие на нем обычных средств вооружения. 3. Установлено, что для предотвращения в будущем размещения в космическом пространстве обычных средств вооружения необходимо в проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г. внести положение о том, что в случаях отказа проверяемого государства от проведения предварительной проверки или обнаружения в ходе проверки такого оружия на космическом объекте, проверяющее государство вправе обратиться к Генеральному Секретарю ООН с заявлением о недопустимости регистрации этого объекта в Реестре. В целях реализации данного предложения следует добавить в статью III Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г. пункт 3 о недопустимости запусков космических объектов, не зарегистрированных в Реестре Генерального Секретаря ООН. 4. Сформулировано авторское определение понятия «обычные средства вооружения», под которыми понимаются любые космические объекты, предназначенные для непосредственного причинения ущерба жизни людей и объектам, находящимся в воздушном и космическом пространствах, а также на поверхности Земли, воды и под водой. К обычным средствам вооружения не относится оружие массового уничтожения и космические объекты, предназначенные для обеспечения применения оружия (системы обнаружения, наведения и т.п.). 5. Установлена необходимость определения пространства, в котором должны действовать международно-правовые нормы, запрещающие размещение в нем обычных средств вооружения. Учитывая, что попытки государств провести делимитацию воздушного и космического пространств договорной нормой не увенчалась успехом, предлагается в договорах, касающихся демилитаризации космоса, определить, что любой объект, являющийся оружием, не должен размещаться на орбитах, расположенных на удалении 100 и более километров от поверхности Мирового океана. 6. Определено практическое значение работы Конференции по разоружению по следующим вопросам: предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, меры транспарентности и доверия в космической деятельности. На сегодняшний день особое место среди рабочих документов данного органа принадлежит проекту Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г., усовершенствование и согласование положений которого непременно необходимо продолжать с учетом высказанных замечаний и предложений государств в целях достижения ясности и согласия по вопросу демилитаризации космического пространства. 7. Предлагается перевести в правовое русло политическую одностороннюю инициативу государств по неразмещению первыми оружия в космическом пространстве в начале путем инициирования принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции с условным названием «Декларация о принципах деятельности государств по недопущению размещения в космическом пространстве обычных средств вооружения» (Приложение 2), а затем посредством заключения двусторонних и многосторонних международных договоров между вышеуказанными государствами, устанавливающих режим полной демилитаризации, используя при этом положения проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г. 8. Предложены пути преодоления проблем демилитаризации космоса, путем поэтапного закрепления режима полной демилитаризации космического пространства в условиях современных геополитических противостояний космических государств (Великобритания, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция). Тем самым, доказано, что работа по недопущению размещения обычных средств вооружения в космическом пространстве должна быть многовекторной. Решение данной задачи должно осуществляться как в рамках Первого и Четвертого Комитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и Конференции по разоружению, с учетом высказанных позиций государств на первом саммите Россия–Африка (г. Сочи, 2019 г.) о готовности поддержать продвижение проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов 2014 г. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что выводы настоящей работы, рекомендации и предложения направлены на дальнейшее развитие науки международного космического права. Исследование содержит теоретические обоснования выделения нового элемента в системе отрасли международного космического права – «Института права демилитаризации космического пространства» – с целью дальнейшего совершенствования концептуальных основ и научного обоснования предложений о внесении изменений в существующий правовой режим демилитаризации космического пространства для устранения существующего пробела в позитивном международном космическом праве. Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты и представленные соискателем предложения могут быть использованы: при разработке позиции Российской Федерации в органах и структурах ООН, занимающихся вопросами предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве; при написании соответствующего раздела учебника по международному космическому праву; при разработке и подписании государствами иных договоров по данному вопросу. Результаты исследования могут быть также адаптированы для преподавания в рамках курса «Международное космическое право», отдельные положения будут полезны и для иных отраслей международного публичного права, к примеру, права международной безопасности. Степень достоверности результатов исследования. Полученные в ходе исследования результаты подтверждаются многообразием используемых методов научного познания, а также широким спектром используемого научного и нормативного материала. Апробация результатов диссертационного исследования. Работа подготовлена на кафедре международного права юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). По результатам проведенного исследования был подготовлен научный доклад, заслушанный на заседании кафедры международного права Юридического института РУДН. По теме исследования соискателем было опубликовано восемь научных статьей, три из которых – в научных журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации и в перечень РУДН; одна – в научном журнале, индексируемом в Scopus. Основные положения и выводы работы содержатся в выступлениях автора на следующих научных мероприятиях: ежегодных международных конгрессах кафедры международного права Юридического института РУДН, посвященных памяти профессора И.П. Блищенко, в 2016–2019 гг. (г. Москва, РУДН), на IAA/AAS SciTech форуме 2019 г. (г. Москва, РУДН), а также на третьей ежегодной всероссийской встрече Международного института космического права «Полвека в действии: международное космическое право и вызовы современности», которая прошла 14 декабря 2019 г. (г. Москва, РУДН), в 2020 г. участвовала в Международной научно-практической конференции на тему «75 лет ООН: вклад в обеспечение мира, верховенство права и устойчивое развитие» (РУДН, ЕНУ имени Л.Н. Гумилева), в 2021 г. выступала с докладом на 64-ом Ежегодном Собрании Российской Ассоциации международного (г. Москва, РУДН) и др.. Результаты работы использовались при проведении аспирантом семинарских занятий по курсу «Международное космическое право» на кафедре международного права юридического института РУДН. Соответствие диссертации паспорту специальности. Научные положения работы соответствуют содержанию специальности 12.00.10 – «Международное право. Европейское право». Результаты проведенного исследования соответствуют области исследования специальности. Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования – от постановки задачи и ее практической реализации до обсуждения результатов в научных публикациях и докладах. Результаты проведенного исследования были применены в рамках учебного процесса – на семинарских занятиях со студентами юридического института РУДН. Структура и содержание работы обусловлены целями, задачами, объектом и предметом диссертации. Работа состоит из введения, 3-х глав (8 параграфов), заключения, списка литературы и 2-х приложений. Общий объем работы составляет 203 страницы.

Academic degree
Кандидат юридических наук
Speciality
Международное право; Европейское право
Location
Москва
Language
Russian
Page number
203
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Keywords
демилитаризация; международно-правовые проблемы; космическое пространство
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/dissertation/record/100245/
Share

Other dissertations