Правовая охрана и защита прав на товарный знак в Сирийской Арабской Республике

Актуальность темы исследования. Товарный знак представляет собой эффективное средство индивидуализации объектов имущественного оборота, играющее немалую роль в развитии и глобальной, и национальной экономик. В конечном счете, разработанностью данного института можно оценивать развитие хозяйственной деятельности общества в целом, поскольку можно определить ее значимые параметры и тенденции развития, будет ли она отсталой или продвинутой. Товарные знаки в целом обладают огромной важностью для имущественного оборота. С целью обеспечения правовой защиты всех участников правоотношений применение товарных знаков регламентируется на национальном, внутригосударственном уровне, а также на международном уровне. При этом международно-правовые соглашения по вопросу промышленной собственности определяют и демонстрируют высокую степень международного интереса к товарным знакам (как юридической составляющей «бренда»/brand). Товарный знак считается одним из условных столпов, от которых зависит успех экономического проекта, поскольку его наличие обусловливает возможности конкурировать с другими проектами и защитить реализованные в виде товаров или услуг идеи, будь то на международном или местном уровне. Товарные знаки работают для привлечения покупателей и потребителей, то есть служат продвижению товаров и продуктов. В диссертационном исследовании отмечается, что производители и продавцы, относящиеся к арабскому региону, узнали важность брендов не так давно. Идея товарного знака или, как иногда его именуют - торговой марки, как отличительной особенности товаров, а также услуг (работ) одного производителя (продавца) от продукции других конкурентов, восходит к древнейшим эпохам развития общества. Знаки различного рода применяли, чтобы обозначить принадлежность имущества, происхождение товаров, работу определенного мастера. Изначально эти знаки (обозначения) были взяты по образцам животных, растений или штриховых рисунков. Что касается непосредственно товарных знаков (торговых марок), используемых в торговом обороте, они появились в Италии, примерно в пятнадцатом веке, когда торговец использовал знак с намерением стать известным2. С течением времени знаки стали использоваться для предотвращения неправомерного использования индивидуализации соответствующих объектов имущественного оборота. В диссертационном исследовании показано, что фабричное массовое развитие производства не только сделало продукцию практически обезличенной. Но и, с другой стороны, маркировка продукции постепенно становится имуществом, идентичным по значению самому товару. Иногда заявляется, что товарный знак становится идентификатором качественной продукции. В то же время следует отметить потенциальную проблему того, что некоторые общеизвестные товарные знаки, которые аккумулируют совокупность потребительских ценностей, обладают рисками попадания в общественное достояние из-за распространенности на рынке их потребления, например, такие как «Cellophan» (целлофан). Увеличивается интерес к интеллектуальной собственности, нематериальным активам, в том числе и товарным знакам с возрастающей ценностью, учитывая их роль в коммерческом обороте, поскольку они обладают высокой капитализацией в экономической деятельности. Например, товарные знаки «Coca-Cola», «Toyota», «Kodak», «Sony» приобрели настолько большую коммерческую ценность, что стали более ценными, чем маркируемые ими материальные объекты. При этом благодаря тому, что они зафиксированы в сознании потребителя, применение этих знаков способствует подсознательному распространению определенных потребительских свойств и ценностей на любую иную продукцию, аналогичную известному товарному знаку. Актуальность темы работы во многом обусловлена тем, что в современном мире товарный знак является важным инструментом ведения бизнеса вне зависимости от рода деятельности. Предпринимателям очень важно, чтобы предлагаемые ими товары и услуги были хорошо известны потребителям, и именно товарный знак призван выделять эти товары и услуги среди аналогичных. С учётом роста интереса к исключению незаконного использования товарных знаков, условий для столкновения интересов владельцев похожих товарных знаков, товарный знак (как средство индивидуализации объектов имущественного оборота) нуждается в полноценном правовом регулировании как на национальном, так и на международном уровне, также в разработанном теоретическом подходе к данному институту и его эффективной охране и защите. Степень научной разработанности. В диссертационном исследовании показано, что несмотря на развитые внешнеэкономические отношения, межгосударственное сотрудничество в арабском регионе, несмотря на существенную значимость товарных знаков как средств индивидуализации, в целом, в сирийском гражданском праве, и в международном частном праве, отсутствуют комплексные современные исследования по данному вопросу. Это же относится и к правовой науке государств арабского региона. Научные работы по данной теме исследования, прежде всего, рассматривают в целом все средства индивидуализации без какого-либо анализа значений рассматриваемых объектов (и их элементов), включая особую природу нетрадиционных товарных знаков, либо они предназначены для описания только отдельных видов средств индивидуализации. Особенностью же подобных исследований являются указания на развитость использования названий мест в качестве обозначения источника товаров или географических указаний. В современных исследовательских работах, проведённых за прошедшие годы по различным проблемам правовой охраны отдельных средств индивидуализации, по мнению автора, отсутствует комплексный анализ системы международно-правовой охраны разных обозначений, используемых в качестве товарных знаков, в том числе с учётом особенностей правоприменительной практики государств арабского региона. Кроме того, в арабском регионе изучение современных международных актов, которые были приняты за прошедшие два года (в особенности, Приложение № 26 - «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности», Женевский акт Лиссабонского Соглашения 2015 года, Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 года) производилось очень ограниченно3. В рамках настоящего диссертационного исследования в отношении одного из средств индивидуализации товаров (работ, услуг), то есть товарного знака, впервые рассматриваются особенности правовой охраны и защиты прав в Сирийской Арабской Республике, в том числе в сравнении с государствами арабского региона. В целом проблематика интеллектуальной собственности и её правовой охраны в современных международных условиях недостаточно изучена с учётом специфики и потребностей практики арабского региона. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, которые складываются в рамках гражданско-правовой охраны и защиты исключительных прав на товарные знаки в законодательстве Сирийской Арабской Республики. Предметом диссертационного исследования являются законодательно- правовые акты Сирийской Арабской Республики, относящиеся к понятию, возникновению и прекращению прав, правовой охране и защите различных видов товарных знаков, соответствующая правоприменительная практика Сирии и иных стран арабского региона. Эмпирической базой исследования являются нормы законов, материалы судебной практики, связанные со спорами, возникающими из гражданско-правовых отношений по защите и охране исключительных прав на товарный знак, а также из административных правовых отношений, в том числе в связи с нарушением прав на товарный знак и привлечению к ответственности. Цели и задачи исследования. Целью данной работы является комплексное системное изучение понятия, правовой охраны и защиты исключительных прав на товарный знак, особенностей правового закрепления товарных знаков и особенностей его применения в судебной практике, исследование особенностей правовой охраны и защиты прав на товарные знаки в Сирийской Арабской Республике. Задачами работы являются: - исследовать товарный знак как средство индивидуализации объектов имущественного оборота; - охарактеризовать понятие и доктринальные подходы к правовой природе товарных знаков; - рассмотреть исторические этапы становления и развития правового института средств индивидуализации; - исследовать международно-правовые источники регулирования товарных знаков; - рассмотреть элементы, составляющие товарный знак; - исследовать традиционные и нетрадиционные товарные знаки; - охарактеризовать условия использования товарных знаков - провести анализ особенностей использования товарных знаков в различных правопорядках, включая арабские государства; - исследовать особенности регистрации товарного знака в Сирийской Арабской Республике и иных государствах арабского региона; - охарактеризовать особенности и основные различия правового регулирования товарных знаков в арабских государствах; - охарактеризовать особенности и основные различия правового регулирования товарных знаков в арабских государствах; - рассмотреть правоприменительную практику и способы защиты нарушенных прав владельцев товарных знаков; - рассмотреть виды нарушений прав правообладателей и проблемы их юридической квалификации; - изучить судебные процедуры по спорам, связанным с товарными знаками в Сирийской Арабской Республике и иных арабских юрисдикциях. Методологию исследования составила совокупность методов научного познания. Были использованы общие и частные методы исследования, в том числе - описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа. В работе использованы также научно-познавательный и диалектический методы, метод системного анализа. А также применяются сравнительно-исторический, формально-логический и ряд других методов. Теоретическую основу исследования составили труды выдающихся арабских и, прежде всего, сирийских ученых-правоведов, в частности: Ахмед Абдель-Раззак Аль-Санхури, Ахмад Мухаммад Мехрез, Али аль-Ариф, Хоссам Эль Дин Абдельгани Аль Сагир, Мухаммад Хасан Исмаил, Мухаммад Хосни Аббас, Самиха Аль-Калиуби, Мохамед Мостафа Абдель-Садик Морси, Салах Зайн ад-Дин Асмар, Хоссам Эль Дин Аль Сагир, Жак Аль-Хаким, Канан Аль-Ахмар, Самир Фернан Бали, Хала Микдад Ахмад Аль-Джалили, Хасан Аль-Бадрави, Хала Микдад, Ахмад Аль-Джалили. Нормативно-правовой базой диссертационного исследования послужили: конвенции и международные соглашения (договоры) о правовой защите и охране товарных знаков; Конституция Сирийской Арабской Республики 2012 года4, Закон Сирийской Арабской Республики № 47 «О защите коммерческой и промышленной собственности» от 1946 года5, Закон Сирийской Арабской Республики № 28 «О пошлинах за патенты и товарные знаки» от 1980 года Таможенный Закон Сирийской Арабской Республики № 38 от 2006 года7, Закон Сирийской Арабской Республики № 8 «О защите товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов» от 2007 года8, Закон Эмирата Катар № 9 «О товарных знаках, коммерческих данных и торговых наименованиях» от 2002 года, Закон Эмирата Кувейт № 68 «О торговле» от 1980 года , Закон Эмирата Кувейт № 3 «О торговле» от 1999 года, Закон № 7 «О товарных знаках Совета сотрудничества арабских государств Арабского залива» от 2014 года, Закон Арабской Республики Египет № 57 «О коммерческих данных и товарных знаках» от 1939 года, Закон Арабской Республики Египет № 132 «О патентах, промышленных образцах» от 1949 года, Закон Арабской Республики Египет № 82 «О защите интеллектуальной собственности» от 2002 года15, Закон Королевства Марокко № 17 «О защите промышленной собственности» от 1997 года Закон Иракской Республики № 21 «О коммерческих данных и товарных знаках» от 1957 года17, Закон Иорданского Хашимитского Королевства № 33 «О товарных знаках» от 1952 года, Закон Иорданского Хашимитского Королевства № 12 «О торговле» от 1966 года19, Закон Иорданского Хашимитского Королевства № 34 «О товарных знаках» от 1999 года20, Закон Иорданского Хашимитского Королевства № 14 «О промышленных образцах и моделях» от 2000 года21, Закон Тунисской Республики № 36 «О товарных знаках» от 2001 года22, Федеральный Закон Объединённых Арабских Эмиратов № 37 «О товарных знаках» от 1992 года23, Закон Султаната Оман № 38 «О товарных знаках, данных и коммерческой тайне, и защите от недобросовестной конкуренции», изданный Королевским указом от 2000 года24. Закон Алжирской Народной Демократической Республики № 59 «О торговле» от 1975 года25; Закон Алжирской Народной Демократической Республики № 27 «О торговле» от 1996 года26. Теоретическая значимость исследования определяется комплексным и всесторонним исследованием понятия и правовой охраны товарных знаков, особенностей правовой охраны и защиты прав на товарный знак в Сирийской Арабской Республике и в целом в арабском регионе. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящего исследования, осуществленного автором, могут быть использованы: - при разработке учебных материалов для проведения лекций и семинарских занятий по курсам: «Гражданское и торговое (коммерческое) право зарубежных государств», «Сравнительное право интеллектуальной собственности арабских государств»; - в качестве практического пособия в сфере осуществления экспертной деятельности касательно правовой охраны и защиты средств индивидуализации объектов имущественного оборота. Научная новизна исследования. Данная диссертационная работа является одним из первых комплексных и всесторонних научно-правовых, в том числе сравнительно-правовых исследований, посвященных анализу доктрины, особенностей национального законодательства и судебной практики Сирийской Арабской Республики, а также ряда других арабских государств в части вопросов правовой охраны и защиты товарных знаков, включая их разновидности. Научная новизна диссертационного исследования заключается и проявляется в выводах, выносимых на защиту, представляющих собой основные результаты проведенного исследования. Положения, выносимые на защиту: 1. Нормы действующего Закона Сирийской Арабской Республики № 8 «О защите товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов» от 2007 года27 не позволяют решить проблему товарных знаков, принадлежащих иностранным правообладателям, поскольку согласно положениям данного закона нормативно предусмотрено восприятие товарного знака исключительно через критерий его визуализации и литерации, что предполагает необходимость написания словесных (буквенных) элементов товарных знаков арабскими буквами для товаров и услуг национального происхождения, которые производятся и продаются на территории Сирийской Арабской Республики, с допустимостью добавления иностранных символов помимо арабских букв одинакового размера между ними. Таким образом, иностранные правообладатели лишены права на регистрацию средств индивидуализации в их изначально предусмотренном виде визуализации и литерации, что позволяет усмотреть возникновение правовой охраны уже для абсолютно нового товарного знака, отличающегося от первоначально зарегистрированного в другой юрисдикции. 2. Выявленные автором в рамках диссертационного исследования пробелы и недостатки сирийского законодательства, которые не допускают использование многих современных видов нетрадиционных товарных знаков (обонятельных, звуковых, текстурных и иных), следует устранить для достижения цели оптимальной правовой охраны и последующей судебной защиты исключительных прав на нетрадиционные товарные знаки, в том числе ввиду вышеупомянутого требования (критерия), касающегося исключительно визуального восприятия товарного знака для возможности его регистрации. В указанном запрете на регистрацию средств индивидуализации, которые невозможно визуализировать, с компаративистской точки зрения автором усматривается непосредственное сходство с законодательством Иорданского Хашимитского Королевства и Арабской Республики Египет, в отличие от более прогрессивного подхода государств Арабского (Персидского) залива: Королевства Саудовская Аравия, Объединённых Арабских Эмиратов, Королевства Бахрейн, Кувейт, Эмирата Катар и Султаната Оман, которые, в частности, позволяют зарегистрировать, например, аромат и звук в качестве товарного знака. 3. Автор утверждает об отсутствии юридических препятствий, которые могут помешать вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку действующий сирийский закон «О защите товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов» от 2007 года всемерно соответствует положениям, относящимся к обязательствам, которые Соглашение ТРИПС определяет в качестве законодательного механизма регулирования использования и оборота средств индивидуализации. Также помимо уже действующей национальной регистрационной системы товарных знаков, автор считает явно целесообразным и необходимым присоединение Сирийской Арабской Республики к Женевскому Договору о законах по товарным знакам 1994 года (Trademark Law Treaty)28 и Сингапурскому договору по законам о товарных знаках 2006 года (Singapore Treaty on the Law of Trademarks)29. Учитывая возможности упрощения и стандартизации процедур регистрации товарных знаков, сформулированных в указанных международных соглашениях, ратификация облегчила бы правовую охрану и защиту товарных знаков, принадлежащих иностранным правообладателям в Сирийской Арабской Республике, и, тем самым, способствовала бы созданию комфортного инвестиционного климата для притока прямых иностранных инвестиций в Сирийскую Арабскую Республику, благодаря обеспечению стабильности и гарантии защиты иностранным владельцам товарных знаков их прав. 4. Сирийское законодательство о товарных знаках нуждается в правовых механизмах воспрепятствования злоупотреблениям и иному неправомерному использованию исключительных прав в цифровой сфере с помощью современных технических средств, в том числе через глобальную публичную сеть «Интернет». В настоящее время применение современных цифровых технологий не предусмотрено нормами действующего сирийского законодательства, регулирующего правоотношения в части результатов интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на средства индивидуализации. Необходимо установление единой концепции развития национального законодательства о реализации прав на средства индивидуализации в цифровой среде или установление нормативного стандарта, в соответствии и на основе которых возможно будет устанавливать факт нарушения исключительных прав на средства индивидуализации и обеспечивать его фиксацию допустимыми для последующего судебного доказывания способами. Например, целесообразно задействовать возможности технологии распределённого реестра (Distributed Ledger Technology, DLT) при осуществлении ведения национального реестра товарных знаков. 5. Правовой институт общеизвестных средств индивидуализации в Сирийской Арабской Республики не является окончательно сформированным, поскольку не включает чётких критериев общеизвестного товарного знака, и основная проблема заключается в том, что согласно положениям действующего законодательства соответствующий товарный знак должен обладать критерием известности на международном уровне и, одновременно, в Сирийской Арабской Республике. При этом, по мнению автора, суть правовой неопределённости и сложность применения на практике выражается в том, что термин «международный» слишком широк и его затруднительно конкретизировать (в части конкретного количества юрисдикций), и в дополнение подобный размытый законодательный подход снижает защиту исключительного правового статуса товарных знаков, известных только в Сирийской Арабской Республике, что потенциально ущемляет интересы сирийских правообладателей. 6. В рамках диссертационного исследования было выявлено то, что Закон Сирийской Арабской Республики № 8 «О защите товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов» от 2007 года, по мнению автора, не только не содержит чётких критериев, на которые можно было бы основываться, либо использовать их при определении общеизвестного товарного знака, в том числе действующий закон не содержит ничего, указывающего на запрет использования общеизвестного товарного знака в качестве фирменного наименования («trade name / company name») или иного коммерческого названия (обозначения), например, для коммерческих помещений. Вместе с тем в вышеуказанном законодательном акте усматривается правовая неопределённость касательно правомерности регистрации общеизвестных товарных знаков в отношении значительного количества классов МКТУ при отсутствии намерения со стороны заявителя фактически использовать его во всех указанных категориях, что потенциально ущемляет интересы иных субъектов. 7. Автор отмечает безусловно положительную тенденцию развития сирийского законодательства в части правового регулирования использования географических указаний и наименований мест происхождения товара в качестве средств индивидуализации, поскольку новый Закон Сирийской Арабской Республики № 8 «О защите товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов» от 2007 года, устранив ранее существующий пробел, ныне определяет географические наименования как обозначения, которые указывают на происхождение продукции (товара) из определённой страны, региона, пункта местности, которые опосредуют качество, особую характеристику (свойство), известность или другие особенности продукции (товара), что непосредственно влияет на возможности продаж и продвижения продукции (товара). Так, в качестве места происхождения как средства индивидуализации продукции сирийских производителей могут быть указаны притягательные определения соответствующей продукции как производные от конкретного географического места (населённого пункта), например: Халабские фисташки (из города ХАЛАБ لب ح), Хамвиский сыр (из города ХАМА حماة), Идлибское оливковое масло (из города ИДЛИБ ب إدل). 8. Действующее сирийское законодательство о товарных знаках менее подвержено влиянию ислама, нежели законодательство иных государств арабского региона. Этот подход является наиболее прогрессивным. Его положениями не предусмотрен прямой запрет регистрации в качестве товарных знаков любых обозначений, символов или рисунков, нарушающих религиозные права, или идентичных или похожих на символы религиозного характера, изображений женщин, потому что это нарушает религиозные требования, либо регистрации средств индивидуализации алкогольной продукции. Для сравнения, в законодательстве государств Арабского (Персидского) Залива возможность регистрации образов людей в качестве товарных знаков непосредственно появилась только с 2014 года. Степень достоверности результатов диссертационного исследования и выносимых на защиту выводов данного исследования определяется его эмпирической базой: в диссертации приведены положения актуальных и ранее действовавших правовых положений, относящихся к регулированию товарных знаков в Сирийской арабской республике и ряде государств арабского региона. В диссертационном исследовании приводятся позиции высших судебных учреждений, формирующие правовой подход к пониманию содержания и пределов правового регулирования товарных знаков.

Academic degree
Кандидат юридических наук
Speciality
12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право; международное частное право
Location
Москва
Language
Russian
Page number
194
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Keywords
защита прав; товарный знак; Сирийская Арабская Республика; средство индивидуализации
Share

Other dissertations