Средства поддержки принятия пациентских решений: методические подходы и стандарты IPDAS

Совместное с пациентом принятие решения о лечении - один из критериев качества оказания медицинской помощи. Информационные материалы в формате «средства пациентской поддержки принятия решений» (СПППР) облегчают этот процесс, делая более реалистичными ожидания пациента в отношении медицинской помощи и обеспечивая его вовлеченность. В России отсутствует научное обоснование и методические рекомендации по разработке СПППР. Цель: провести анализ существующих подходов к разработке СПППР, оценить методологические подходы, критерии качества с целью реализации данного подхода в отечественном здравоохранении. Материалы и методы: исторический метод, анализ стандартов и протоколов, контент-анализ литературы. Результаты. При разработке СПППР необходимо руководствоваться рекомендациями IPDAS, которые содержат 74 критерия по 12 категориям. На основании рекомендаций IPDAS в разных странах созданы органы сертификации СПППР. Разработка и утверждения СПППР строго регламентированы, а материалы подлежат регулярному 1 раз в 2 года пересмотру. СПППР создаются с учетом локальных клинических рекомендаций и на основе подхода доказательной медицины. СПППР должны быть представлены в понятной и доступной форме, описывать различные варианты выбора,учитывать не только клинические, но и пациентские показатели исхода, а также индивидуальные потребности пациента. Ввиду высокой потребности в СПППР необходимы локальные приоритеты их разработки. Заключение. Средства поддержки пациентов по принятию решения о лечении являются необходимым элементом учета «перспективы пациента». Разработка СПППР может быть реализована как на региональном уровне - как инициатива регионального Министерства здравоохранения, так и по профилям заболеванием с участием соответствующих профессиональных сообществ и внедрением на федеральном уровне.

Shared decision-making is one of the criteria for the quality of medical care. Patient information in the form of "patient decision aids" facilitates the process by making the patient's expectations for medical care more realistic and ensuring patient's engagement. Currently no scientific justification and guidelines for the development of PtDA exists in Russia. Objective: to analyze the existing approaches to the development of the PtDA, to evaluate methodological approaches, quality criteria in order to implement this approach in local healthcare. Materials and methods: historical method, analysis of standards and protocols, content analysis of literature. Results. PtDA need to suit IPDAS guidelines, which contain 74 criteria for 12 categories. On the basis of IPDAS recommendations, certification bodies for PtDA development have been established in different countries. The development and approval of the PtDA are strictly regulated, and the materials are subject to regular 1 every 2 years revision. PtDA are developed taking into account local clinical guidelines and based on the evidence-based approach. PtDA should be clear and accessible for patients, describe various options, take into account clinical together with patient-reported outcomes, as well as the individual patient's needs. Due to the high demand, local priorities for PtDA development are needed. Conclusion. PtDA is important element of implementing "patient's perspective" into healthcare. SPPR can be implemented both at the regional level - as an initiative of the regional Ministry of Health, and by disease profiles with the participation of relevant professional communities and implementation at the federal level.

Publisher
Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
12-16
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
Keywords
value-based healthcare; Decision aid; patient decision aids; shared decision-making; decision support techniques; doctor-patient communication; patient orientation; healthcare quality; ценностно-ориентированное здравоохранение; совместное принятие решения; коммуникация "врач-пациента"; пациентоориентированность; качество медицинской помощи
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/99725/
Share

Other records

Тания Р.В., Клименко А.С., Бадретдинова А.И., Тигай Ж.Г., Остаев А.О., Доготарь О.А.
Вестник последипломного медицинского образования. Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики. 2022. P. 3-8
Баткаева Н.В., Баткаев Э.А., Хвостов С.С., Чалая Е.Л., Головинов А.И., Косинец В.Н., Печатникова Е.А.
Вестник последипломного медицинского образования. Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики. 2022. P. 17-24