В данной статье рассматриваются вопросы, которые связаны с процессом импортозамещения в России. В период первых санкций после присоединения полуострова Крым в 2014 году импортозамещение стало действительно важным направлением, при этом не оставалось единственным путем развития. Ситуация на российском рынке в 2022 году показала, что импортозамещение - это выход из сложившейся ситуации для производителей, потребителей и самого государства. Но внезапно освободившиеся ниши прочно ассоциируются с ушедшими брендами, задавшими высокую планку, а различные аналоги или полное их отсутствие вводят покупателя в замешательство. При этом очевидно, что уход привычных товаров не означает спад спроса, из-за чего остро встает вопрос замещения. Наладить связь между производителем и потребителем - основная задача маркетинга. Прошедшие восемь месяцев показали, с какими проблемами столкнулся национальный бизнес, и как с кризисной ситуацией можно справляться. Благодаря этому опыту можно выявить используемые способы по замещению ушедших с рынка брендов и сформировать основные предложения для дальнейшего развития маркетинга в сфере импортозамещения. Это и является центральной проблемой данной публикации.
This article discusses issues related to the import substitution process in Russia. During the period of the first sanctions after the accession of Crimea in 2014, import substitution became a really important direction, while it did not remain the only way of development. The Russian market situation in 2022 showed that import substitution is a way out of the current situation for producers, consumers and the state itself. But the sharply vacated niches are strongly associated with the departed brands that set the bar high, and various analogues or their complete absence confuse the buyer. Establishing a connection between the manufacturer and the consumer is the main task of marketing. The past eight months have shown what problems the national business has faced and how crisis situations can be handled. Thanks to this experience, it is possible to form basic proposals for the further development of marketing in the import substitution. This is the central problem of this publication.