Современные тенденции и подходы в эмпирических исследованиях одаренности

Проведен анализ тенденций и ведущих подходов в эмпирических исследованиях феномена одаренности, предпринимаемых в рамках современной психологии. Установлено, что выявленные в статье тенденции развития эмпирических исследований одаренности сводятся к двум основным. Первая тенденция предполагает обилие инноваций, стремление к использованию новых подходов и методов исследования, к включению новых аспектов одаренности. Вторая тенденция нацелена на интеграцию усилий сторонников различных школ, направлений в попытке разработать целостную модель одаренности, исследовать ее на разных уровнях и выявить корреляции между психологическими составляющими, с одной стороны, и физиологическими и биохимическими - с другой. Выявлены важнейшие классы подходов в эмпирических исследованиях одаренности: 1) подходы на основе одного критерия, системы единой оценки, получаемой в результате измерения количественных показателей; 2) подходы с опорой на комплексную оценку как результат многоступенчатой процедуры отбора с использованием разнообразных методик выявления одаренных. Сделан вывод о том, что наиболее перспективными представляются интегративные подходы, позволяющие максимально широко охватить все проявления одаренности.

The article presents an analysis of trends and leading approaches in empirical research of the phenomenon of giftedness in modern psychology. It is established that the trends in the development of empirical research on giftedness identified in the article can be reduced to two main ones. The first trend implies an abundance of innovation, the desire to use new approaches and research methods, to include new aspects of giftedness. The second trend is aimed at integrating the efforts of proponents of different schools and trends in an attempt to develop a holistic model of giftedness, to explore it at different levels and to identify correlations between the psychological components, on the one hand, and physiological and biochemical, on the other. The most important classes of approaches in empirical research of giftedness have been identified as 1) approaches based on one criterion, a system of a unified assessment obtained by measuring quantitative indicators; 2) approaches based on a comprehensive assessment as a result of a multi-stage selection procedure using a variety of techniques for identifying the gifted. It is concluded that integrative approaches are the most promising, allowing the widest possible coverage of all manifestations of giftedness.

Publisher
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Number of issue
5
Language
Russian
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 МГТУ им. Н.Э. Баумана
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
современная психология; тенденции и подходы; эмпирические исследования одаренности; интеллект; креативность; комплексное диагностирование; оценка одаренности
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/98258/
Share

Other records