Общество потребления: опыт моделирования взаимосвязей консюмеризма и религиозности

Настоящая статья представляет собой попытку установления эмпирической состоятельности гипотез, описывающих взаимосвязи между эволюцией общества потребления и религии. Рассмотрены четыре гипотезы: «секуляризации» (религия приходит в упадок с ростом консюмеризации обществ), «радикализации» (важность религии повышается перед лицом враждебных ценностей безудержного потребления), «коммодификации» (религия ассимилируется обществом потребления как область духовных услуг) и «третьей переменной» (с религией связано не развитие потребления, а экономическое развитие как таковое). На основании доступной статистики по различным странам мира, последовательно рассмотрены способы измерения уровней консюмеризации и важности религии в современных обществах, статистические предсказания каждой из четырех гипотез. С помощью анализа корреляций между индексом консюмеризации и уровня ВВП с одной стороны, индивидуальной религиозности и государственной поддержки религии - с другой, проведена проверка соответствия реальных данных этим предсказаниям. По итогам анализа может быть сделан вывод о том, что расширение пространства возможностей потребления связано с сокращением уровня индивидуальной религиозности в межстрановом контексте. То есть подтверждается первая гипотеза - о связи секуляризации и консюмеризации.

This article is an attempt to establish the empirical validity of hypotheses describing the relationship between the evolution of consumer society and religion. Four hypotheses are considered: “secularization” (religion declines with the growing consumerization of societies), “radicalization” (the importance of religion rises in the face of the hostile values of rampant consumption), “commodification” (religion is assimilated by the consumer society as an area of spiritual services) and “the third variable” (religion is associated not with the development of consumption, but with economic development as such). Based on the available statistics for various countries of the world, ways to measure the levels of consumerization and the importance of religion in modern societies are sequentially considered, as well as statistical predictions of each of the four hypotheses. By analyzing the correlations between the consumerization index and the level of GDP, on the one hand, and individual religiosity and state support for religion, on the other hand, we checked whether the real data corresponded to that predictions. Based on the results of the analysis, it can be concluded that the expansion of the space of consumption opportunities is associated with a decrease in the level of individual religiosity in the cross-country context. That is, the first hypothesis is confirmed - about the connection between secularization and consumerization.

Publisher
Russian Academy of Sciences
Number of issue
7
Language
Russian
Pages
97-108
Status
Published
Year
2022
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Институт социологии ФНИСЦ РАН
Keywords
consumer society; consumerization; public wealth; religion; religiosity; secularization; radicalization; religion and state; cross-country comparisons; общество потребления; индекс консюмеризации; общественное богатство; религия; религиозность; секуляризация; радикализация; религия и государство; межстрановые сравнения
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/96142/
Share

Other records

Паршин В.С., Иванов С.А., Каприн А.Д., Полькин В.В., Гарбузов П.И., Куприянова Е.И., Немцова М.И., Кузнецова А.С.
Онкологический журнал: лучевая диагностика, лучевая терапия. Некоммерческое партнерство "Общество интервенционных онкорадиологов". Vol. 5. 2022. P. 43-53