Аудиологический скрининг школьников: международный опыт и рекомендации

Нарушение слуха в детском возрасте затрудняет речевое развитие и обучение, что является одной из причин плохой успеваемости. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных позволяет выявлять и компенсировать врожденную тугоухость в первые месяцы жизни ребенка. Прогрессирующие или приобретенные стойкие нарушения слуха могут развиваться в более позднем возрасте вследствие генетических причин, внутриутробных или постнатальных инфекций, воспалительных заболеваний среднего уха, избыточного воздействия шума при прослушивании персональных аудиоустройств. Распространенность нарушений слуха среди детей 9-летнего возраста возрастает втрое по сравнению с врожденной тугоухостью. Аудиологический скрининг школьников входит в концепцию выявления тугоухости на протяжении всей жизни. В статье представлены международный опыт и рекомендации организации программ аудиологического скрининга школьников. Рекомендована обязательная проверка слуха детям перед поступлением в школу и повторение скрининга в процессе обучения. Базовым методом является тональная аудиометрия на частотах 500, 1 000, 2 000, 4 000 Гц при интенсивности стимула 20 дБ. Также целесообразно проведение отоскопии и тимпанометрии, исследование шепотной речью имеет низкую чувствительность. Основной организационной проблемой является недостаточная явка детей, направленных по результатам скрининга для подтверждающей диагностики. Описаны современные подходы к профилактике нарушений слуха у детей школьного возраста, лечению и реабилитации. При планировании программ аудиологического скрининга необходимо обеспечить достаточные кадровые и материально-технические ресурсы, мониторинг результатов и контроль качества, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Permanent childhood hearing loss is crucial for speech development and restricts learning abilities. Universal newborn hearing screening programs are well established to detect congenital hearing loss and address the need of hearing-impaired babies. Progressive or acquired permanent hearing loss can manifest later due to genetic causes, intrauterine or postnatal infections, middle ear diseases and excessive exposure to noise when listening the personal audio devices. The hearing loss prevalence in the population of 9 year-olds three times higher compared with newborns. School hearing screening is a part of hearing across the lifespan conception. The article presents international experience and recommendations for the organization of school hearing screening programs. A school-entry hearing test is mandatory, other grades might be screened also. The basic method is pure tone audiometry at frequencies of 500, 1 000, 2 000, 4 000 Hz at 20 dB. Otoscopy and tympanometry can be performed also, while whisper voice speech test is of low sensitivity. The main hearing screening issue is low follow-up of referrals to ascertain audiological assessment. Modern approaches to the prevention of hearing loss in schoolchildren and management of hearing impairements are described. Planning of hearing screening programs requires sufficient human and logistical resources, monitoring of results and quality improvement, all stakeholders engagement.

Authors
Чибисова С.С.1 , Альшарджаби И. 2 , Зюзин А.С.1 , Цыганкова Е.Р.1 , Попадюк В.И. 2 , Таварткиладзе Г.А.1 , Кириченко И.М. 2
Publisher
Remedium Group Ltd
Number of issue
14
Language
Russian
Pages
63-69
Status
Published
Volume
16
Year
2022
Organizations
  • 1 Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
hearing impairment; hearing loss; school hearing screening; Screening protocol; Pure tone audiometry; guidelines; international experience; нарушение слуха; тугоухость; аудиологический скрининг школьников; протокол скрининга; аудиометрия; рекомендации; международный опыт
Date of creation
28.12.2023
Date of change
28.12.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/95620/
Share

Other records

Ianbarisova I.F., Kovalchukova O.V., Polyanskaya N.A.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. 2022. P. 314-316