Педагогика профессиональной деятельности в постмодернистском обществе: дихотомия профессиональной нестабильности и цифровой революции

Целью настоящей статьи является анализ педагогики профессиональной деятельности (педагогики труда) и ответ на вопрос, как она реагирует на вызовы безработицы и отсутствия занятости, характерные для рынка труда и актуальные для современного общества. Авторы статьи рассматривают концепции нигилистической педагогики и «конца труда», выявляя два подхода: к активной и пассивной нигилистической педагогике. Пассивный подход, основанный на смирении, противопоставляется активному подходу, в котором педагогика труда предлагает инструменты для решения текущих проблем. Авторы данной статьи поддерживают идею о том, что педагогика как человеко-ориентированная наука не может принять позицию пассивного нигилизма при рассмотрении труда в современном обществе. Чтобы лучше понять динамику, связанную с обеспечением занятости и корректирующими решениями педагогики, авторы проанализировали мысли трех современных философов: Зигмунта Баумана, Джереми Рифкина и Доминика Меда. Эти авторы пересмотрели концепцию труда в связи с преобразованиями, вызванными глобализацией, появлением новых коммуникационных технологий и цифровой занятостью. Данные изменения побудили переосмыслить не только концепцию труда, но и основные модели педагогики профессиональной деятельности в западном мире: капитализм и марксизм. В свете нынешних вызовов педагогика труда нуждается в переосмыслении, начиная с проблемы трудоустройства и фокусируя внимание на новых профессиях, востребованных в эпоху интернета. Объединив интерпретации труда в теориях Баумана, Рифкина и Меда, можно предложить особую педагогику труда в эпоху перемен, а также наметить новые, актуальные для современного периода ценности образования, сопровождаемые ею.

Pedagogy of Work in Postmodern Society: Between Job Insecurity and Digital Revolution

This article aims to analyze how the so-called ‘pedagogy of work’ attempts to answer the challenges of unemployment and job insecurity characterizing the labor market in contemporary society. The authors reflect on the concepts of nihilist pedagogies and the ‘end of work’ by distinguishing two approaches: an active and a passive nihilist pedagogy. The passive approach, based on resignation, is opposed to an active attitude in which labor pedagogy offers tools to address current challenges. The authors support the idea that pedagogy as a human-improving science cannot adopt the position of passive nihilism in interpreting work in contemporary society. To better understand the dynamics related to job insecurity and corrective solutions by pedagogy, the authors analyzed the thoughts of three contemporary philosophers: Zygmunt Bauman, Jeremy Rifkin, and Dominique Méda. These authors redefined the concept of work in connection with the transformations because of globalization, the advent of new communication technologies, and digital work. These changes have redefined not only the concept of work but also the models of work pedagogy in the Western world: capitalism and Marxism. Considering the current challenges, the pedagogy of work needs to be rethought, starting from the problem of employability and focusing on the new occupations in demand in the Internet age. By integrating ideas on interpreting work from the theories of Bauman, Rifkin, and Méda, it is possible to propose a pedagogy of work in the age of change and to outline possible values of education inspired by it.

Authors
De Martino Mario 1 , Alonzi Roberta 1 , Isidori Emanuele2
Publisher
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Number of issue
1
Language
English
Pages
94-107
Status
Published
Volume
27
Year
2023
Organizations
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
  • 2 Foro Italico University of Rome
Keywords
pedagogy of work; postmodernism; nihilism; job instability; education; digital technologies; педагогика труда; постмодернизм; нигилизм; профессиональная нестабильность; образование; цифровые технологии
Date of creation
17.07.2023
Date of change
17.07.2023
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/93889/
Share

Other records

Naidysh Viacheslav M.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 27. 2023. P. 79-93
Sanakoev Inal B., Kulumbegova Lena T., Ivleva Marina L.
RUDN Journal of Philosophy. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Vol. 27. 2023. P. 153-162