Модель мягких навыков. Современное образование и soft skills

В условиях быстрых и все ускоряющихся перемен, стремительного прогресса науки и техники сегодня никто не может точно сказать, какие навыки будут востребованы завтра, чему стоит учить и учиться. Очевидно, что образование должно при этом приобрести не «догоняющий», обращенный в прошлое, а устремленный в будущее, опережающий, преадаптивный характер. В статье показана необходимость развития в системе образования, наряду с предметными, специализированными (hard skills) знаниями и умениями, мягких (универсальных, метапредметных, гибких, ключевых, жизненных) навыков (soft skills), необходимых для использования передовых технологий в разных сферах жизни. Обозначены социально-педагогические характеристики таких навыков и подходы к их определению и систематизации. Показано, что важным этапом их формирования выступает общеобразовательная школа. Охарактеризована разработанная на основе методологии персонализированного образования и реализованная на школьной цифровой платформе «СберКласс» модель, включающая семь мягких навыков (системное мышление, критическое мышление, креативное мышление, принятие решений, эмоциональный интеллект, управление собой, работа в команде), объединенных в три группы (когнитивные, социальные, эмоциональные), а также их компоненты. Представленная модель соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования как в части базовых принципов (развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач; развитие сотрудничества и уважения к другим и самому себе; применение технологий совместной работы; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни), так и по группам планируемых личностных и метапредметных образовательных результатов (универсальные учебные действия, базовые навыки), таким образом учитывая традиции отечественного образования, реалии сегодняшнего дня и вызовы будущего времени.

In the conditions of rapid and accelerating changes, the headlong progress of science and technology today, no one can say for sure what skills will be in demand tomorrow, what it is worth teaching and learning yourself. It is obvious that education should at the same time acquire not a "catching up”, facing the past, but a forward-looking, preadaptive character. The article shows the need to develop in the education system, along with subject, specialized (hard skills) knowledge and skills, soft (universal, meta-subject, flexible, key, life) skills (soft skills) necessary for the use of advanced technologies in various spheres of life. The socio-pedagogical characteristics of such skills and approaches to their definition and systematization are outlined. It is shown that an important stage of their formation is a comprehensive school. The model developed on the basis of the methodology of personalized education and implemented on the school digital platform "SberClass” is characterized, which includes seven soft skills (system thinking, critical thinking, creative thinking, decision-making, emotional intelligence, self-management, teamwork), combined into three groups (cognitive, social, emotional), as well as their components. The presented model meets the requirements of the federal state educational standards of general education both in terms of basic principles (development of personal qualities necessary to solve everyday and atypical tasks; development of cooperation and respect for others and oneself; application of collaboration technologies; formation of a culture of continuous education and self-development throughout life) and by groups of planned personal and meta-subject educational results (universal learning activities, basic skills), thus taking into account the traditions of domestic education, the realities of today and the challenges of the future.

Publisher
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
42-51
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • 2 ООО «СберОбразование»
Keywords
education; school digital platform; "SberClass"; soft skills; components; development; образование; школьная цифровая платформа; "Сберкласс"; мягкие навыки; компоненты; развитие
Date of creation
19.07.2022
Date of change
19.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/92353/
Share

Other records

Ткачева О.Н., Сычев Д.А., Малая И.П., Бурмистров В.А., Вергазова Э.К., Галеева А.А., Гордеев И.Г., Дмитриев В.А., Журавлева М.В., Зырянов С.К., Котовская Ю.В., Наумов А.В., Недогода С.В., Рунихина Н.К., Теплова-Барейша К.Е., Фролова Е.В., Хохлов А.Л.
Российский журнал гериатрической медицины. Автономная некоммерческая организация «Общество специалистов в области инновационных технологий в медицине». 2021. P. 398-402