Коммуникативная толерантность студентов-журналистов и студентов-филологов: содержательные характеристики и уровни развития

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной толерантности в системе социально-личностных компетенций студентов гуманитарных специальностей, неотъемлемой частью профессиональной деятельности которых является социальное взаимодействие.Цель исследования - определить содержательные характеристики и уровни развития толерантности будущих специалистов сферы журналистики и филологии. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, описательная статистика, критерий сравнения U Манна - Уитни.Приведены результаты эмпирического исследования коммуникативной толерантности российских и белорусских студентов специальностей «журналистика» и «филология». Представлены выявленные феномены противоречий между типологическим, ситуативным и профессиональным типами коммуникативной толерантности у будущих журналистов и филологов. Осуществлен анализ межполовых различий коммуникативной толерантности и влияния специфики содержания профессионального образования в высшей школе на толерантность будущих специалистов сферы образования (филологи) и средств массовой коммуникации (журналисты).Результаты эмпирического исследования могут быть использованы специалистами сферы непрерывного профессионального образования в практике системы сопровождения будущих и начинающих журналистов и филологов при разработке и реализации коррекционно-развивающих и профилактических программ по переосмыслению и согласованию аттитюдов и поведения в конкретных ситуациях межличностного взаимодействия.

The article focuses on the formation of communicative tolerance as an essential component of socially and personally significant competencies of students who major in humanities and are professionally involved in social interaction.The aim of the research is to investigate content characteristics and levels of tolerance in students majoring in journalism and philology. The authors employ such methods of research as theoretical analysis of research literature, testing, descriptive statistics, the Mann - Whitney U test.The article presents the results of an empirical assessment of communicative tolerance in Russian and Belorussian students majoring in journalism and philology. It analyzes the differences between typological, situational and professional types of communicative tolerance in novice journalists and novice philologists. It analyzes gender differences in students’ communicative tolerance and the impact of higher vocational education on novice journalists’ and novice philologists’ communicative tolerance.The results of the empirical research can be used in the system of continuous vocational training to encourage novice journalists and philologists to develop their communicative tolerance and improve their behaviour patterns in specific situations of interpersonal communication.

Authors
Казаренков В.И. 1 , Карнелович М.М.2
Number of issue
4
Language
Russian
Pages
125-134
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Keywords
социально-личностные компетенции; студенты-журналисты; студенты-филологи; коммуникативная толерантность-интолерантность
Date of creation
19.07.2022
Date of change
19.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/91911/
Share

Other records