К вопросу о системе народного образования на территории Кавказского учебного округа в 1848-1917 гг. Часть 1

В работе делается попытка рассмотреть системы народного образования на территории Кавказского учебного округа в период с 1848 по 1917 гг. В данной части работы уделяется внимание периоду с 1848 по 1900 гг. В качестве материалов были использованы ежегодные «Отчеты попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа», которые публиковались с 1884 по 1914 гг. В них публиковались данные о системе народного образования подведомственной как Министерству народного просвещения, так и (в особенности на начальном этапе) другим ведомствам, например Святейшему синоду. В связи со спецификой работы в методологическом плане широко применялся статистический метод. Благодаря ему, нам удалось систематизировать разнообразную статистическую информацию по разным типам учебных заведений (начальных, низших и средних), а также выявить изменение количества учащихся на Кавказе и обратить внимание на их гендерный баланс. В заключении авторы приходят к выводу, что система народного образования на территории Кавказского учебного округа состояла из среднего, низшего, начального и частного образования. Различные приходские школы (православные, армяно-григорианские, еврейские, мусульманские) не были подведомственны Кавказскому учебному округу, и сведения о них в данной работе не рассматривались. Созданный в 1848 г. Кавказский учебный округ представлял собой территорию с разрозненными очагами народного образования с превалированием начальных школ. К 1879 г. на Кавказе уже было более 800 учебных заведений, из которых - 25 средних и 32 низших вместе с частными. К 1900 г. количество средних и низших заведений достигло 55 и 84 соответственно, а общее количество школ достигло 1 902 при 168 тыс. учащихся. Несмотря на очевидные успехи в деле народного образования, значительной проблемой продолжал оставаться гендерный дисбаланс и ущемление прав девочек на начальное образование.

The authors attempt to consider the systems of public education on the territory of the Caucasian Educational District in the period from 1848 to 1917. In this part of the work, the attention is paid to the period from 1848 to 1900. There were used as materials the annual “Reports of the trustee of the Caucasian Educational District on the state of educational institutions of the Caucasian Educational District”, which were published from 1884 to 1914. These reports published data on the public education system subordinated both to the Ministry of Public Education and, especially at the initial stage, on schools of other departments, for example, the Holy Synod. Due to the specifics of the work, the statistical method was widely used in methodological terms. Thanks to its application, we managed to systematize a variety of statistical information on different types of educational institutions (primary, lower and secondary), as well as to identify changes in the number of students in the Caucasus and pay attention to their gender balance. The authors come to the conclusion that the system of public education on the territory of the Caucasian Educational District consisted of secondary, lower, primary and private education. Various parish schools (Orthodox, Armenian-Gregorian, Jewish, Muslim) were not subordinated to the Caucasian School District and data on them were not considered in this work. The Caucasian Educational District, created in 1848, was a territory with scattered centers of public education with the predominance of primary schools. By 1879 there have already been more than 800 educational institutions in the Caucasus, of which 25 are secondary and 32 are lower, together with private ones. By 1900, the number of secondary and lower schools reached 55 and 84, respectively, and the total number of schools reached 1902, with 168 thousand students. Despite the obvious successes in public education, the gender imbalance and the infringement of girls' rights to primary education continued to be a significant problem.

Authors
Натолочная О.В.1, 2 , Аллалыев Р.М. 3, 4 , Дюжов А.В.4, 5 , Петрова С.В.6
Journal
Publisher
Sochi State University for Tourism and Recreation
Number of issue
16
Language
Russian
Pages
1789-1799
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Черкас глобальный университет
  • 2 Волгоградский государственный университет
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Российский экономический университет им Г.В. Плеханова
  • 5 Российский государственный гуманитарный университет
  • 6 Сочинский государственный университет
Keywords
Caucasian educational district; 1848-1917; public education system; historical and statistical research; Кавказский учебный округ; 1848-1917 гг; система народного образования; историко-статистическое исследование
Date of creation
19.07.2022
Date of change
19.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/91096/
Share

Other records