МЫСЛИ О ФЕНОМЕНЕ И ПОНЯТИИ ВРЕМЕНИ

В докладе кратко очерчивается новый подход к феномену времени, учитывающий не только европейскую философскую традицию рассмотрения, но и концепцию, которую удается развернуть, опираясь на небольшой пассаж из «Йога-бхашьи» Вьясы (V век н.э.). Утверждается, что европейская философия, несмотря на вторичное разнообразие нюансов трактовки времени, вся полагается на один, некритически принятый, режим жизни сознания. Феноменологическое указание индийского мыслителя на наличие других режимов и сообщаемые им характеристики одного из них позволяют понять прафеномен переживания времени как результат сравнения интенсивности внутреннего процесса когитаций и хода адекватного реагирования на события окружающего мира. А отказ от необоснованной идеализации наблюдателя как абсолютного приводит к выводу, что для всякой позиции наблюдения или действия имеются не только минувшие, предстоящие и нынешние объекты, но и объекты постоянные, то есть что форм времени, как характеристик данности объектов, не три, а четыре.

The report briefly outlines a new approach to the phenomenon of time by taking into account not only the European philosophical tradition of time comprehension, but also a conception that can be developed on the basis of a terse passage in Vyasa's “Yoga-Bhashya (V century A.D.). It is argued that European philosophy, despite the secondary variety of nuances of the interpretation of time, all relies on one, uncritically accepted, mode of consciousness activity. The phenomenological indication by the Indian thinker that there are other modes of consciousness as well as the characteristics of one of them that he points to enables us to understand the proto-phenomenon of time experiencing time as a result of an ongoing comparison of the intensity of two processes viz. (a) that of internal cogitations and (b) that of the adequate responses to the events of the milieu. And the rejection of the unjustified idealization of the observer as absolute leads to the conclusion that for any position of observation or action there are not only past, future and present objects, but also permanent objects, that is, that the forms of time, as characteristics of the given objects, are not three, but four.

Publisher
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал»
Language
Russian
Pages
150-151
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 РУДН
Keywords
time; ontology; phenomenology; subject-object relation; consciousness; permanent time; время; онтология; феноменология; субъект-объектное отношение; постоянное время
Date of creation
19.07.2022
Date of change
19.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/91073/
Share

Other records

Kuzina E.O.
Долженствование, норма и научное знание в прогнозируемом будущем. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». 2021. P. 146-149
Pskhu R.V.
Долженствование, норма и научное знание в прогнозируемом будущем. Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». 2021. P. 151-153