“PRACTICE AS RESEARCH”: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ФОРМАТЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В центре внимания авторов статьи - дискуссионный формат практических исследований: “Practice as Research”. В последние годы практика как исследование стала не только направлением исследовательской деятельности в зарубежных университетах, но и объектом пристального внимания со стороны российского академического сообщества. Представители различных дисциплин в области искусства и гуманитарных наук убедительно доказывают необходимость подобного формата творческой практики в сфере перформанса, театра, танца и современного искусства. Практика как исследование включает в себя разные формы и способы репрезентации прикладных и проектных художественных продуктов. Фигура практикующего исследователя вызывает сегодня споры и дискуссии, потому что модель творческой практики как метод изучения искусства - инновационный образовательный формат. Большие трудности вызывают и параметры оценки практического исследования, соотношение теоретического, чисто исследовательского, и творческого материала. Живое обсуждение вызывает как методология, основанная на практике, так и собственно параметры оценки практики как исследования. Ситуацию в преподавании искусств и гуманитарных наук осложняет тот факт, что в течение длительного времени исследования, связанные с практикой, обозначались как полевые исследования и эксперименты, основанные на практике, в области медицины, дизайна и инженерии. Художественная практика в области современного искусства и дизайна в последнее время стала объектом пристального внимания в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, потому что практический фокус визуальных исследований - основной трек сегодня в образовательных бакалаврских и магистерских программах. Новое понимание искусства как практики и одновременно исследования может пролить свет на многие темы, включая культурную антропологию, психологию, социологию и т.д. Именно поэтому мы в своей статье отстаиваем идею междисциплинарности подобных исследований. Художественная практика как область академических исследований и новый опыт постдипломного образования находится в центре наших исследовательских рефлексий. Мы стремимся обобщить опыт европейских образовательных программ, расширить диапазон методологических подходов и представить авторскую концепцию. Практика и исследование давно неразделимы во многих гуманитарных науках, проектные семинары и репрезентация творческих артефактов - суть образования в области современного искусства и дизайна. Современное российское образование только начинает осваивать новую территорию, и в этом смысле наше коллективное исследование инновационного формата призвано проанализировать зарубежный опыт и сформулировать необходимость продвижения новых образовательных технологий в рамках аспирантуры. Габитус практики как исследования таков, что в исследованиях, основанных на практике, ставится вопрос о формах критической деятельности и содержательных параметрах творческого артефакта, о документировании материалов исследования. Поставленная исследовательская проблема в сочетании с практикой демонстрирует оригинальность исследования и расширяет границы исследовательского поля посредством введения гибридной методологии оценки творческого проекта и критического дискурса. Задача авторов статьи - обозначить дискуссионное проблемное поле, проанализировать аналитические данные, связанные с инновационным научным полем и представить важные страты нового образовательного формата “Practice as Research”

The authors of the article focus on the discussion format of practical research. In recent years, practice as research has become a direction of research activity in foreign universities and an object of close attention from the Russian academic community. Representatives of various disciplines in art and the humanities convincingly argue the need for such a format of creative practice in performance, theatre, dance and contemporary art. Practice as research includes different forms and ways of representing applied and project art products. Today, a practising researcher causes controversy and discussion since the model of creative practice as a method of studying art is an innovative educational format. Also, the parameters of evaluating practical research, the relationship between theoretical, purely research, and creative material cause significant difficulties. The methodology based on practice and the parameters of the assessment of practice as research give rise to a lively discussion. The situation in arts and humanities teaching is complicated because practice-related research has been labelled as field research and practice-based experimentation in medicine, design and engineering for a long time. Artistic practice in contemporary art and design has recently become the object of close attention at the Graduate School of Art and Design at the Higher School of Economics since, today, the practical focus of visual research is the main direction in educational bachelor and master’s programs. A new understanding of art as a practice and, at the same time, research can shed light on many topics, including cultural anthropology, psychology, sociology, etc. That is why we defend the idea of the interdisciplinarity of such studies in our article. Artistic practice as a field of academic research and new experience in postgraduate education is at the centre of our study. We strive to generalise the experience of European educational programs, expand the range of methodological approaches and present the author’s concept. Practice and research have long been inseparable in many humanities; project workshops and representation of creative artifacts are at the heart of contemporary art and design education. Modern Russian education is just beginning to explore new territory. In this sense, our collaborative research of an innovative format is designed to analyse foreign experiences and formulate the need to promote new educational technologies within the framework of graduate school. The habitus of practice as research is such that research based on practice raises the question of the forms of critical activity and content parameters of a creative artifact and documenting research materials. The posed research problem in combination with practice demonstrates the originality of research. It expands the boundaries of the research field by introducing a hybrid methodology for evaluating a creative project and critical discourse. The task of the authors of the article is to identify a debatable problem field, analyse analytical data related to the innovative scientific field and present essential strata of the new educational format, Practice as Research.

Authors
Алябьева Л.А.1 , Сахно И.М. 1, 2 , Фадеева Т.Е.1
Publisher
Частное учреждение культуры Музей классического и современного искусства "Бурганов-Центр"
Number of issue
4
Pages
91-109
Status
Published
Year
2021
Organizations
  • 1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • 2 Российский университет дружбы народов
Keywords
Practice as Research; practising researcher; educational formats; postgraduate studies; creative competencies; HSE; практикующий исследователь; образовательные форматы; аспирантура; креативные компетенции; ВШЭ
Date of creation
19.07.2022
Date of change
19.07.2022
Short link
https://repository.rudn.ru/en/records/article/record/90601/
Share

Other records